Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 февраля 2005 г. N А26-6211/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В. (доверенность от 12.01.2005), от Муниципального учреждения по управлению жилищным фондом "Служба заказчика" Туркиной А.Л. (доверенность от 29.12.2004),
рассмотрев 25.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.09.2004 по делу N А26-6211/04-14 (судья Денисова И.Б.),
установил:
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 09.06.1993 N 5142" следует читать "от 09.06.1993 N 5142-1"
Муниципальное учреждение по управлению жилищным фондом "Служба заказчика" (далее - МУ "Служба заказчика") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) и Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 3 988 297 руб. 05 коп. расходов, которые истец понес в связи с предоставлением в 2003 году скидки по оплате коммунальных услуг лицам, пользующимся такой льготой в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента РФ), Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечена администрации города Петрозаводска (далее - Администрация).
Решением от 27.09.2004 исковые требования удовлетворены: с Минфина РК за счет казны Республики Карелия в пользу МУ "Служба заказчика" взыскано 3 799 436 руб. 22 коп., с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации - 188 860 руб. 83 коп. компенсационных выплат.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РК просит решение отменить в части взыскания с него компенсационных выплат в связи с нарушением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, эти выплаты должны быть взысканы с Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин РФ считает решение в части, обжалуемой Минфином РК, законным и обоснованным, просит оставить его без изменения и рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в 2003 году МУ "Служба заказчика" при взимании платы за коммунальные услуги во исполнение вышеуказанных законодательных актов предоставляло льготу соответствующим категориям граждан.
В связи с этим у истца возникли убытки в сумме 3 988 297 руб. 05 коп., что и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления истцом вышеназванных льгот и их размер подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Суд, проанализировав пункты 1 и 3 Указа Президента Российской Федерации, решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139, статьи 132 Конституции Российской Федерации, 6 и 38 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 09.04.2002 N 68-О "По запросу арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", пришел к правомерному выводу, о том что требования истца в части возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот многодетным семьям и донорам, подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция также считает правильным и вывод суда о том, что требования истца в части взыскания компенсационных выплат по Федеральному закону от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" подлежат удовлетворению за счет казны Республики Карелия.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям, обладают правом на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Положения финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Статьей 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" установлен размер финансовой помощи, выделяемой из Фонда компенсаций и направляемой на финансирование текущих расходов по реализации указанного Закона, в сумме 1 798 400,0 руб. а на финансирование Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" - 158 325,0 тыс. руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию указанного Закона, действие которых продлено на 2003 год постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85. Пункт 1 Правил устанавливает, что эти расходы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Аналогичный порядок предусмотрен и статьей 7 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Письмом Минфина РФ от 23.05.1997 N 42Н "О порядке компенсаций расходов, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" установлено, что возмещение расходов, связанных с исполнением данного Закона, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
При отсутствии в материалах дела доказательств недостаточности денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете для реализации Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" суд пришел к правильному выводу о необходимости взыскания суммы убытков с Минфина РК.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно применил нормы статьи 38 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 9 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", освободив от ответственности Администрацию.
В связи с тем, что кассационная инстанция не усмотрела из материалов дела каких-либо нарушений судом норм материального и процессуального права, повлекших за собой принятие неправильных судебных актов, кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.09.2004 по делу N А26-6211/04-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
О.Г.Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2005 г. N А26-6211/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника