Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2001 г. N А44-2611/00-С9к
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Клириковой Т.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новгородскому району Василевского Г.А. (доверенность от 19.02.01 N 540),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новгородскому району на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.11.2000 по делу N А44-2611/00-С9к (судьи Куропова Л.А., Дмитриева Т.А., Янчикова Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новгородская передвижная механизированная колонна-1" (далее - ООО) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новгородскому району (далее - ИМНС) о признании недействительным подпункта "в" пункта 2.1 решения от 09.10.2000 N 142 в части начисления 36 294 рублей пеней на неуплаченные в территориальный дорожный фонд суммы налога на пользователей автомобильных дорог.
Решением от 17.11.2000 суд удовлетворил иск со ссылкой на то, что законодательством Новгородской области не установлены сроки уплаты названного налога в территориальный дорожный фонд.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда, принятое, по ее мнению, с нарушением норм материального права.
В отзыве ООО просит оставить жалобу ИМНС без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность судебного акта.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела однако представитель ООО в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Решением ИМНС от 09.10.2000 N 142, принятым на основании акта выездной налоговой проверки от 08.09.2000 N 142, за выявленные в ходе проверки налоговые правонарушения ООО привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В пункте 2-2.1 названного решения истцу предложено уплатить суммы налоговых санкций (подпункт "а"), недоимок (подпункт "б") и пеней, начисленных на неуплаченные суммы налогов (подпункт "в"), в том числе и по налогу на пользователей автодорог - 48 162 рубля. Согласно прилагаемому к решению ИМНС расчету пеней по ежемесячным платежам указанного налога (листы дела 17-18) ООО должно перечислить в территориальный дорожный фонд 36 294 рубля пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Налог на пользователей автомобильных дорог согласно подпункту "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относится к федеральным налогам, которые в силу пункта 5 названной статьи Закона устанавливаются законодательными актами Российской Федерации (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд) и взимаются на всей ее территории.
Пункт 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1 (далее - Закон "О дорожных фондах"), определяя плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог, указывает, что каждым плательщиком налог перечисляется раздельно на счета Федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов. В силу пункта 2 статьи 2 названного Закона порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области, утвержденного постановлением Новгородской областной Думы от 27.12.96 N 476-ОД и действовавшего в проверяемый ИМНС налоговый период, установлено, что порядок исчисления, уплаты и учета налогов, поступающих в территориальный дорожный фонд, регулируется действующим законодательством Российской Федерации, законодательством области и инструкциями Госналогслужбы.
Законом "О дорожных фондах" сроки уплаты налога на пользователей автодорог не установлены. Согласно пункту 24.1 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 15.05.95 N 30 (далее - Инструкция N 30) уплата налога на пользователей автодорог производится ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ и услуг) и продаже товаров за истекшей месяц до 15 числа следующего месяца. В то же время в пункте 24.3 названной Инструкции указано, что плательщики исчисляют сумму этого налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных взносов и вносят ее в соответствующие дорожные фонды по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.
Следовательно, начисление ИМНС пеней на суммы ежемесячных платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог (листы дела 17-18), который исчисляется нарастающим итогом за год и вносится в территориальный дорожный фонд поквартально, противоречит положениям статьи 75 НК РФ. В данном случае ежемесячные платежи являются авансовыми и не могут быть отнесены к налогам, которые по общему смыслу статей 8, 53 и 55 НК РФ исчисляются по ставке исходя из налоговой базы, определяемой по окончании налогового периода.
Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку ИМНС на пункт 10 утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, поскольку названной нормой установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог только в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ИМНС, а решение суда от 17.11.2000 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.11.2000 по делу N А44-2611/00-С9к оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новгородскому району - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2001 г. N А44-2611/00-С9к
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника