Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 января 2003 г. N А56-36866/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Изотовой С.В., Коняевой Е.В.,
при участии в судебном заседании от ООО "ГНК" Фололеевой Т.Ю. (доверенность от 01.09.2002), от КУГИ Санкт-Петербурга Соколова К.С. (доверенность от 29.08.2002),
рассмотрев 23.01.2003 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Российского фонда федерального имущества на решение от 13.08.2002 (судья Тимухина И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 19.11.2002 (судьи Гайсановская Е.В., Кадулин А.В., Полубехина Н.С.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36866/01,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гатчинская нефтяная компания" (далее - ООО "ГНК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Северо-Западному межрегиональному отделению Российского фонда федерального имущества (далее - СЗМО РФФИ), Санкт-Петербургскому государственному учреждению по организации и осуществлению продажи государственного имущества "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ Санкт-Петербурга) о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 6517 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Фрунзе, д. 2, лит. А, на условиях проекта договора, представленного истцом.
По ходатайству ответчика и с согласия истца суд произвел замену первоначального ответчика на надлежащего - Российский фонд федерального имущества в лице Северо-Западного межрегионального отделения (далее - РФФИ). Также суд в связи с изменением наименования заменил Санкт-Петербургское государственное учреждение по организации и осуществлению продажи государственного имущества "Фонд имущества Санкт-Петербурга" на государственное учреждение по совершению сделок с имуществом "Фонд имущества Санкт-Петербурга" (далее - ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга").
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗУ) и общество с ограниченной ответственностью "Коммерческое автосервисное объединение" (далее - ООО "КАО").
Решением суда от 21.01.02 в иске к ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и КУГИ отказано. В отношении РФФИ иск оставлен без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2002 решение суда отменено и дело передано на новое рассмотрение.
Решением суда от 13.08.2002 между ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и ООО "ГНК" заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 6 517 кв.м, кадастровый номер 78:19115А:1, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Фрунзе, д. 2, лит. А, на условиях проекта договора покупателя, в редакции протокола согласования условий проекта договора по цене 415 458 руб. 78 коп. С ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и ООО "ГНК" в доход федерального бюджета взыскано по 1 000 руб. государственной пошлины. В иске к РФФИ и КУГИ Санкт-Петербурга отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2002 решение изменено: продавцом земельного участка указан КУГИ Санкт-Петербурга. В части взыскания государственной пошлины с ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" решение отменено. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе РФФИ просит решение отменить и принять новое. РФФИ считает, что именно он в данном случае является надлежащим продавцом земельного участка, а также - что при расчете выкупной цены судом необоснованно не применены бюджетные коэффициенты, поскольку они индексируют ставку земельного налога, а не определяют порядок исчисления земельного налога.
КУГИ Санкт-Петербурга в кассационной жалобе просит решение и постановление отменить и в иске отказать, указывая на отсутствие у истца права на приватизацию спорного земельного участка в связи с тем, что данный участок в соответствии с генеральным планом развития города предназначен для использования в государственных и общественных интересах.
В судебном заседании представитель КУГИ Санкт-Петербурга поддержал свою кассационную жалобу.
Представитель ООО "ГНК" против удовлетворения всех жалоб возражал, указывая на законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции.
Представители РФФИ, ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга", КЗРиЗУ и ООО "КАО" в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения жалобы все указанные лица извещены надлежащим образом.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, ООО "ГНК" принадлежит на праве собственности автозаправочная станция N 99, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, город Петродворец, ул. Фрунзе, д. 2, лит. А, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 26.10.99 серии ВЛ N 247456.
Истец как собственник строения на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено названное имущество. В связи с этим и в соответствии с пунктом 5 названной нормы Кодекса ООО "ГНК" обратилось в КУГИ Санкт-Петербурга с заявлением от 31.10.2001 о приобретении права собственности на спорный земельный участок.
Поскольку в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации КУГИ Санкт-Петербурга в двухнедельный срок не подготовил проект договора купли-продажи земельного участка и не направил его истцу, ООО "ГНК" направило в адрес КУГИ Санкт-Петербурга и ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" претензии и экземпляры проекта договора купли-продажи земельного участка. В связи с неполучением от КУГИ Санкт-Петербурга акцепта ООО "ГНК" на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
По мнению кассационной инстанции, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у истца права выкупа земельного участка, а суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда первой инстанции, указав надлежащим продавцом спорного земельного участка КУГИ Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" с даты вступления в силу названного закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Аналогичное право собственников зданий, строений, сооружений предусмотрено пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" в отличие от ранее действовавших законов, регулировавших подобные отношения, не содержит положений о фондах имущества как продавцах государственного и муниципального имущества, за исключением указания в пункте 1 статьи 6 на то, что Правительство Российской Федерации может поручить выполнение функции по продаже приватизируемого имущества от его имени специализированному государственному учреждению.
В то же время пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение о продаже земельного участка и подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктами 2.17, 2.18, 3.12" следует читать "пунктами 2.17, 2.18, 3.1.2"
То, что именно КУГИ Санкт-Петербурга предоставляет земельные участки на условиях договора аренды организациям - собственникам объектов недвижимости, участвующими в деле лицами не оспаривается. Это право подтверждается и пунктами 2.17, 2.18, 3.12 Положения о Комитете по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - Территориальном агентстве Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 02.12.94 N 1218-р, и пунктом 2 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга "О структуре Администрации Санкт-Петербурга".
РФФИ и ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" к органам, перечисленным в пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не могут быть отнесены в силу их правового статуса.
На основании изложенного истец обоснованно обратился с иском к КУГИ Санкт-Петербурга, не выполнившему свою обязанность по принятию решения и подготовке проекта договора в двухнедельный срок. Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно указал в качестве лица, обязанного заключить договор, КУГИ Санкт-Петербурга.
Суд кассационной инстанции находит верным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что при определении цены выкупа, равной ставке земельного налога, нет оснований для применения коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог является местным налогом. В силу пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Ставки земельного налога устанавливаются органом государственной власти Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21), а Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" определяет порядок их применения.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Вывод о том, что ставки земельного налога и коэффициенты к ним различаются законодателем, следует также из приложений 1 и 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
С изменением коэффициента земельного налога ставка налога не изменялась, так как ее установление относится к компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Поскольку размер выкупной цены земельных участков определен ставкой земельного налога, то изменение коэффициентов, применяемых в целях налогообложения, не может учитываться при расчете выкупной цены. Таким образом, суд кассационной инстанции находит правильным вывод суда первой и апелляционной инстанций о цене спорного земельного участка.
Довод КУГИ Санкт-Петербурга о том, что спорный земельный участок не подлежит отчуждению в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", не подтвержден материалами дела.
Согласно данной норме закона отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе земель общего пользования.
Согласно имеющемуся в деле распоряжению Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 14.02.2001 N 107 об утверждении границ землепользования, установлены следующие ограничения в использовании:
- участок предоставляется без права на новое строительство, реконструкцию и расширение;
- должны быть обеспечены сохранность существующих подземных коммуникаций и сооружений и беспрепятственный доступ к ним представителей эксплуатирующих организаций.
Данные ограничения учтены в проекте договора и не свидетельствуют об отнесении спорного земельного участка к участкам, приватизация которых запрещена.
Указание в пункте 3 названного распоряжения КГА на то, что в случае необходимости прокладки подземных коммуникаций участок площадью 3011 кв.м может быть изъят в установленном порядке, также не свидетельствует о запрете приватизации спорного участка. Кроме того, изъятие земельного участка для государственных нужд в установленном законом порядке может быть произведено как у землепользователя, так и у собственника.
При таких обстоятельствах следует признать, что основания для отмены постановления апелляционной инстанции, изменившей решение суда первой инстанции в части определения продавца спорного земельного участка, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2002 по делу N А56-36866/01 оставить без изменения, а кассационные жалобы Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Российского фонда федерального имущества - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Е.В. Коняева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2003 г. N А56-36866/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника