Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 сентября 2002 г. N 1912
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Закордонской Е.П., Почечуева И.П., при участии от Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования Тихонова О.И. (доверенность от 04.09.2002 N 32),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области на решение от 22.05.2002 (судья Рощина С.В.) и постановление апелляционной инстанции от 24.07.2002 (судьи Бажан О.М., Орлова В.А., Ильина О.М.) Арбитражного суда Тверской области по делу N 1912,
установил:
Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 7 681 руб. налога на имущество, излишне уплаченного в 2000 году и 9 месяцев 2001 года.
Решением суда от 22.05.2002 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной от 24.07.2002 решение суда от 22.05.2002 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представитель фонда возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция установила следующее.
Разрешая спор по существу, с учетом имеющихся материалов дела суд обоснованно поддержал позицию истца, указав, что льгота, предусмотренная законом, должна быть предоставлена фонду.
Статьей 12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" определено создание федерального и территориального фонда обязательного медицинского страхования как самостоятельных некоммерческих организаций. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов и других фондов и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Из материалов дела следует, что финансирование деятельности фонда осуществляется за счет средств, поступающих в виде страховых платежей в Фонд обязательного медицинского страхования области, на основе сметы доходов и расходов, утверждаемой руководителем фонда. Имущество истца включено в реестр федерального имущества в качестве федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за госучреждением.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджетную систему Российской Федерации входят и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 БК РФ организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.
Таким образом, имущество фонда не облагается налогом на имущество на основании пункта "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий".
Как следует из статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению. При этом излишняя уплата налога может иметь место не только в результате переплаты из-за неправильного исчисления налога, но и вследствие ошибочной его уплаты при отсутствии обязанности его уплачивать, неприменения льготы из-за неправильного толкования соответствующих норм налогового законодательства как налоговыми органами, так и налогоплательщиками, и вследствие других причин.
Заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8 статьи 78 НК РФ).
Таким образом, действия налогового органа, выразившиеся в отказе от предоставления фонду льготы по пункту "а" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" и от возврата излишне уплаченного налога на имущество, являются неправомерными.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (часть 1 пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.05.2002 и постановление апелляционной инстанции от 24.07.2002 Арбитражного суда Тверской области по делу N 1912 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
И.П. Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2002 г. N 1912
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника