Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 мая 2001 г. N А56-31966/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Коробова К.Ю., Скворцова О.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленэнерго" Ерофеевой А.В. (доверенность от 29.12.2000 N 578-2000), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Тришина П.В. (доверенность от 26.11.98 N 01-10/40), от Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга Гилярова А.В. (доверенность от 26.12.2000 N 13-02/1029), от Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу Вахрушевой О.В. (доверенность от 04.07.2000),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга на решение от 09.01.2001 (судья Несмиян С.И.) и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2001 (судьи Маркин С.Ф., Зайцева Е.К., Пасько О.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31966/00,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу открытого типа "Ленинградский металлический завод" (далее - АООТ "ЛМЗ") и Комитету финансов администрации Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании недействительным соглашения от 11.12.97 N 15/20/2 как не соответствующего закону и иным правовым актам и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В качестве третьих лиц в рассмотрении дела принимали участие Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК") и Управление федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - казначейство).
Решением от 09.01.2001 исковые требования удовлетворены частично. Соглашение признано недействительным в части указания в пункте 2.1 о задолженности федерального бюджета. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2001 решение отменено. Соглашение от 11.12.97 N 15/20/2 признано недействительным. Применены последствия недействительности ничтожной сделки путем восстановления задолженности ГУП "ТЭК" перед ОАО "Ленэнерго" в сумме 316910699 неденоминированных рублей.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить принятые по делу судебные акты и в удовлетворении исковых требований ОАО "Ленэнерго" отказать.
В обоснование своего требования податель жалобы указал, что оспариваемое соглашение не касается финансирования из федерального бюджета и не регулируется Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год", Указом Президента Российской Федерации от 14.08.97 N 880 (далее - Указ Президента РФ) и Положением об особом порядке проведения расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год (далее - Положение), утвержденным Приказом Министра финансов Российской Федерации от 19.09.97 N 412.
По мнению Комитета, истец неправомерно просит признать соглашение недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ссылаясь при этом на нарушение в соглашении норм бюджетного законодательства, несмотря на то, что бюджетные отношения не регулируются нормами ГК РФ.
Податель жалобы также считает, что истец и АООТ "ЛМЗ" правомерно в соответствии с Положением договорились о переуступке права требования задолженности федерального бюджета путем заключения договора переуступки права в будущем.
Рассматриваемое соглашение, как указывает Комитет в жалобе, определяет порядок действия сторон при проведении расчетов и представляет собой соглашение о намерениях, для исполнения которого сторонам необходимо совершить ряд действий. Например, истцу необходимо заключить договор уступки.
Кроме того, по мнению Комитета, суд первой инстанции неправомерно применил статью 71 Конституции Российской Федерации и неправильно истолковал пункт 5.10 Положения, а суд апелляционной инстанции неправомерно применил последствия недействительности ничтожной сделки к лицу, не являющемуся стороной по сделке, чем нарушил статью 167 ГК РФ.
Представитель ОАО "Ленэнерго" просил оставить постановление апелляционной инстанции в силе, считая его соответствующим нормам действующего законодательства.
Представитель казначейства признал выводы суда апелляционной инстанции правомерными.
Представители АООТ "ЛМЗ" и ГУП "ТЭК" согласились с доводами подателя кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом, ОАО "Ленэнерго" и АООТ "ЛМЗ" заключено соглашение от 11.12.97 N 15/20/2 в соответствии с условиями которого его участники установили порядок расчетов по долгам в бюджет Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 2.1 АООТ "ЛМЗ" уступило ОАО "Ленэнерго" свое право требования задолженности федерального бюджета на сумму 316910699 руб.
Согласно пунктам 2.2 и 2.3 условий рассматриваемого соглашения ОАО "Ленэнерго" обязалось зачесть полученные из федерального бюджета средства в счет долга ГУП "ТЭК" за потребленную электроэнергию, а Комитет - провести налоговый зачет в местный бюджет налогоплательщику АООТ "ЛМЗ".
Согласно пункту 1.1 соглашения стороны установили, что предметом соглашения является погашение задолженности АООТ "ЛМЗ" по налогам в местный бюджет, а также погашение задолженности ГП "ТЭК" перед ОАО "Ленэнерго" путем перечисления этих средств в соответствии с Указом Президента РФ и Положением.
По мнению кассационной инстанции, в обжалуемом постановлении от 26.03.2001 суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод со ссылкой на статью 180 ГК РФ, касающийся неправомерности решения суда первой инстанции о признании недействительной лишь части сделки.
При этом необходимо отметить, что при рассмотрении дела судами обеих инстанций правильно установлено нарушение участниками соглашения норм и гражданского, и бюджетного законодательства.
Как видно из мотивировочной части обжалуемых судебных актов, суд, применив статью 431 ГК РФ, при толковании условий договора принимал во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Так, из условий соглашения усматривается, что его предмет определен участниками в соответствии с вышеназванными Указом Президента РФ и Положением.
В соответствии с пунктом 2 Положения определены возможные участники расчетов. Таковыми могут быть Получатель, Поставщик и Недоимщик.
Кроме того, участниками расчетов могут быть контрагенты и субпоставщики, а также предприятия, учреждения и организации, получившие право требования на задолженность получателя путем заключения на основании главы 24 ГК РФ договоров о переуступке права требования (цессии) против исполненных договоров о поставках продукции и оказании услуг с вышеназванными предприятиями и организациями.
Согласно пункту 1 рассматриваемого Положения Недоимщик - Поставщик или участник проведения особых расчетов, поставивший продукцию, выполнивший работы и оказавший услуги Получателю или получивший право на задолженность Получателя, включаемый в реестр Недоимщиков по уплате налогов и других платежей в доход федерального бюджета на основании настоящего Положения.
С учетом вышеизложенного кассационная инстанция полагает правильными доводы казначейства, касающиеся несоответствия нормам действующего законодательства условий оспариваемого соглашения.
Согласно пункту 5.10 Положения погашение платежей налогов в федеральный бюджет (зачет) производится за счет полученных за поставленную продукцию для государственных нужд денежных средств.
Целью данного соглашения являлось проведение зачета задолженности по налогам в бюджет Санкт-Петербурга. Вместе с тем наличие в нем указания на уступку права требования задолженности федерального бюджета в пользу ОАО "Ленэнерго" по своей сути противоречит Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1997 год" и Положению. Так, в соответствии с Положением, уступка права требования могла производиться только лишь на зачет долга по налогам в федеральный бюджет. Названная уступка должна производиться в соответствии с главой 24 ГК РФ в отношении Покупателя по договору поставки для государственных нужд.
В этой связи следует признать правильным указание казначейства на то обстоятельство, что, несмотря на целевое финансирование таких поставок за счет средств федерального бюджета, сама задолженность не считается задолженностью бюджета перед поставщиком продукции, поскольку он не указан получателем бюджетных средств.
С учетом вышеизложенного суд пришел к правомерному выводу о недействительности (ничтожности) пункта 2.1 оспариваемого соглашения, а поскольку все взаимоотношения по проведению расчетов между сторонами основаны на уступке АООТ "ЛМЗ" права требования задолженности федерального бюджета, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 180 ГК РФ обоснованно признал все соглашение недействительным.
Довод Комитета о неправомерности применения последствий недействительности сделки в отношении ГП "ТЭК" кассационная инстанция находит необоснованным.
В соответствии с условиями данного документа, а именно пункта 2.2, ГП "ТЭК" не может быть исключено из состава участников сделки. Более того, следует отметить, что соглашение подписано руководителем ГП "ТЭК" и заверено печатью названной организации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.03.2001 по делу N А56-31966/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Ю. Скворцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2001 г. N А56-31966/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника