Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 марта 2005 г. N А05-5842/04-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжме Архангельской области на решение от 10.08.2004 (судья Меньшикова И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 09.12.2004 (судьи Лепеха А.П., Бушева Е.И., Тряпицина Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5842/04-9,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжме Архангельской области (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Лазарева Николая Степановича (далее - Предприниматель) 1 800 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2003 год и 63 руб. 90 коп. пеней за нарушение срока уплаты платежей.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2004 в удовлетворении заявленных Управлением фонда требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.12.2004 решение суда от 10.08.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить обжалуемые судебные акты и заявленные им требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела Лазарев Николай Степанович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, на основании свидетельства от 02.10.2001 серия В N 952 (л.д. 7), выданного Администрацией муниципального образования "Город Коряжма" Архангельской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 14 названного Закона на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и уплатой страховых взносов.
Как указано в статье 28 Закона N 167-ФЗ, индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 4 постановления" следует читать "пунктом 4 Правил исчисления и уплаты страховых взносов, утвержденных постановлением"
Срок уплаты страхового взноса в виде фиксированного платежа установлен пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 "Об утверждении правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа" (далее - Постановление N 148), согласно которому фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря текущего года.
Одновременно в пунктах 2, 4 статьи 26 Закона N 167-ФЗ предусмотрены последствия нарушения установленного срока уплаты названных страховых платежей: при уплате страхователем страховых платежей в более поздние по сравнению с установленными сроками ему начисляются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Взыскание задолженности по страховым взносам и пеням осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В связи с неуплатой Предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2003 год Управление фонда направило плательщику требование от 16.03.2004 N 61 об уплате в срок до 30.03.2004 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 в сумме 1800 руб., а также начисленных за нарушение сроков уплаты страховых взносов за 2003 год пеней в сумме 63 руб. 90 коп.
Требование в установленный срок не исполнено, поэтому Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Управлению фонда в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что Предприниматель является инвалидом второй группы, в 2003 году предпринимательскую деятельность не осуществлял ввиду нетрудоспособности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами, норм материального и процессуального права, считает такое решение судов не основанным на нормах действующего законодательства.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 14 и статьей 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Из систематического толкования приведенных правовых норм следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, обладающих статусом предпринимателя.
При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (в том числе по причине болезни), охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя, он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Правильность такого вывода подтверждается положениями пунктов 4 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Порядок прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности регламентирован рядом законодательных и нормативных актов.
Пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Эти документы оформляются в соответствии с Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в редакции постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630). На основании полученных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ). Факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей подтверждается документом установленной формы (пункт 12 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 438 и N 439"). Таким документом является "Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" (форма N Р65001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630).
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела сведений об утрате Лазаревым Николаем Степановичем статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке, требование Управления фонда о взыскании с Предпринимателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в минимальном размере за 2003 год является законным и обоснованным.
Кассационная инстанция считает не основанным на действующем законодательстве вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Предпринимателя обязанности уплачивать страховые взносы, если он является инвалидом, ему назначена пенсия по инвалидности и он не осуществлял предпринимательской деятельности в 2003 году, не имел от нее дохода.
Не является основанием для освобождения от уплаты страховых взносов и неисполнение Предпринимателем обязанности зарегистрироваться в органе Пенсионного фонда Российской Федерации Пенсионного фонда, установленной пунктом 2 статьи 14 и статьи 11 Закона N 167-ФЗ. Этот факт свидетельствует лишь о нарушении ответчиком законодательства о пенсионном страховании.
Учитывая изложенное, принятые по делу решение суда первой инстанции от 10.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.12.2004 подлежат отмене, а требования Управления фонда о взыскании с индивидуального предпринимателя Лазарева Николая Степановича 1 800 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2003 год и 63 руб. 90 коп. пеней за нарушение срока уплаты платежей - удовлетворению.
Принимая во внимание результат рассмотрения кассационной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета 139,8 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой (139,8 руб.) и апелляционной (46,6 руб.) инстанций (подпункты 1 и 9 пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине"). За рассмотрение жалобы по настоящему делу в суде кассационной инстанции сумма госпошлины в соответствии с действующими с 01.01.2005 года нормами подпунктов 12 и 4 пункта 1 статьи 333.21 главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1000 руб. Вместе с тем принимая во внимание положение ответчика и предоставленное пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражным судам право, кассационная инстанция считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Предпринимателя за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, до 46,6 руб. Всего с индивидуального предпринимателя Лазарева Николая Степановича за рассмотрение дела в судах трех инстанций подлежит взысканию 186,4 руб. госпошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.12.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5842/04-9 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Лазарева Николая Степановича, зарегистрированного по адресу: Архангельская область, город Коряжма, ул. Набережная им. Островского, дом 54, квартира 63 (свидетельство о государственной регистрации от 02.10.2001 серия В N 952, выданное Администрацией муниципального образования "Город Коряжма" Архангельской области) задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 1800 руб. и 63,9 руб. пеней в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Лазарева Николая Степановича в доход федерального бюджета 186,4 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2005 г. N А05-5842/04-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника