Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 октября 2001 г. N 4861
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2001 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Чертилиной З.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверьоблгаз" в лице филиала "Кашинмежрайгаз" Каргина В.Б. (доверенность от 20.12.2000), от администрации Кашинского района Тверской области Юганова А.Б. (доверенность от 01.10.2001 N 6),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу финансового отдела администрации Кашинского района на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2001 по делу N 4861 (судья Рожина Е.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" в лице филиала "Кашинмежрайгаз" обратилось в Арбитражный суд с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - Департамент финансов) и Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 32 157 руб. 20 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления в первом, втором и третьем кварталах 2000 года льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" от 24.11.95 N 181-ФЗ по оплате коммунальных услуг по газоснабжению семьям, имеющим детей-инвалидов и проживающим на территории Кашинского и Кесовогорского районов Тверской области.
До принятия решения по делу судом удовлетворено ходатайство истца о замене Департамента финансов и Минфина РФ на финансовые отделы администраций Кашинского и Кесовогорского районов Тверской области, а также принято уточнение исковых требований о взыскании за счет казны муниципального образования Кашинского района Тверской области 20 792 руб. 01 коп., за счет казны муниципального образования Кесовогорского района Тверской области 11 365 руб. 19 коп.
Определением от 02.03.2001 суд прекратил производство по делу на основании пункта 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2001 определение от 02.03.2001 отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 03.07.2001 исковые требования ОАО "Тверьоблгаз" удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе финансовый отдел администрации Кашинского района просит отменить решение от 03.07.2001 и передать дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суд, нарушив нормы материального права, пришел к необоснованному выводу о правомерности заявленных исковых требований к финансовому отделу администрации муниципального образования.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" в первом, втором и третьем кварталах 2000 года в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов" при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кашинского и Кесовогорского районов Тверской области. С учетом названных обстоятельств у истца возникли убытки в размере 32 157 руб. 20 коп.
В соответствии со статьей 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Правила), финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
С учетом вышеуказанного пункта Правил кассационная инстанция считает, что законодателем установлено право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления лишь на установление порядка возмещения рассматриваемых льгот, в то время как обязанность по возмещению расходов, понесенных, в частности, ОАО "Тверьоблгаз", лежит на федеральном бюджете.
Постановлением губернатора Тверской области "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" от 21.10.96 N 498, принятым во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901, указано, что компенсировать расходы рассматриваемой категории граждан должен бюджет муниципального образования.
Суд, удовлетворяя исковые требования ОАО "Тверьоблгаз", указал, что они основаны на статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с вышеназванной статьей Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Следует отметить, что законодатель, предполагая возможность удовлетворения требования о взыскании рассматриваемых убытков, указывает на необходимость наличия вины того или иного органа как на обязательный элемент правомерности предъявления названного требования.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличия виновных действий либо бездействия со стороны ответчиков, в результате которых у истца возникли убытки.
При таких обстоятельствах удовлетворение иска на основании статьи 16 Кодекса, по мнению кассационной инстанции, неправомерно.
Кроме того, при рассмотрении дел о взыскании убытков, связанных с реализацией установленных федеральными законами льгот и компенсаций, необходимо учитывать введенный в 2000 году статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации приоритет бюджетного законодательства в установлении бюджетных обязательств. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи в случаях, если законодательные или иные правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом (решением) о бюджете, применяется закон (решение) о бюджете.
С учетом вышеизложенного кассационная инстанция, считает, что жалоба финансового отдела администрации Кашинского района подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2001 по делу N 4861 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2001 г. N 4861
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника