Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2005 г. N А52/5848/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ампелонской Натальи Павловны на решение от 15.11.2004 (судья Аброськина Е.И.) и постановление апелляционной инстанции от 22.12.2004 (судьи Падучих Н.М., Героева Н.В., Тимаев Ф.И.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/5848/2004/2,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ампелонской Натальи Павловны (далее - Предприниматель) 1800 руб. недоимки и 107 руб. 30 коп. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2003 год.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2004 заявленные Управлением фонда требования удовлетворены полностью. Постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2004 решение суда от 15.11.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Управлению фонда в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Предприниматель считает, что если она в 2003 году не осуществляла предпринимательскую деятельность и не имела дохода от этой деятельности, то у нее отсутствует обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за указанный период.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Ампелонская Наталья Павловна 09.09.2002 зарегистрирована Администрацией города Пскова в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ей выдано свидетельство от 09.09.2002 N 26281 (л.д.9).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Пунктом 2 статьи 14 названного Закона на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Как указано в статье 28 Закона N 167-ФЗ, индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной часта трудовой пенсии.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 4 постановления" следует читать "пунктом 4 Правил исчисления и уплаты страховых взносов, утвержденных постановлением"
Срок уплаты страхового взноса в виде фиксированного платежа установлен пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 "Об утверждении правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа" (далее - Постановление N 148), согласно которому фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.
В пунктах 2, 4 статьи 26 Закона N 167-ФЗ предусмотрены последствия нарушения установленного срока уплаты названных страховых платежей: при уплате страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроками ему начисляются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В связи с неуплатой Предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 Управление фонда направило требование от 05.05.2004 N 3397 об уплате в срок до 20.05.2004 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в сумме 1800 руб., а также начисленных за нарушение срока уплаты страховых взносов за 2003 год пеней в сумме 114 руб.
Требование в установленный срок не исполнено, поэтому Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя требования Управления фонда, исходили из того, что Законом N 167-ФЗ обязанность по уплате индивидуальными предпринимателями в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает такое решение судов законным и обоснованным.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 14 и статьей 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Из систематического толкования приведенных правовых норм следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, обладающих статусом предпринимателя. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Порядок прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности регламентирован рядом законодательных и нормативных актов. Пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Эти документы оформляются в соответствии с Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в редакции постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630). На основании полученных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ). Факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей подтверждается документом установленной формы (пункт 12 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 438 и N 439"). Таким документом является "Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" (форма N Р65001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630).
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела сведений об утрате Ампелонской Натальей Павловной статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке, требование Управления фонда о взыскании с Предпринимателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в минимальном размере за 2003 год является законным и обоснованным.
Кассационная инстанция отклоняет доводы Предпринимателя о том, что она не обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2003 год, поскольку с 11.11.2002 работает в Псковском государственном политехническом институте.
В соответствии с нормами Закона N 167-ФЗ индивидуальный предприниматель является застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный как страхователь, уплачивает страховые взносы в виде фиксированного платежа и является страхователем по отношению к себе самому. В случае если лицо, обладающее статусом предпринимателя, нанимается на работу по трудовому договору, оно является застрахованным по двум основаниям. Правильность такого вывода подтверждается положениями пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании". При этом за него как за работника страховые взносы, исходя из налоговой базы по единому социальному налогу, уплачивает работодатель. За себя как предпринимателя физическое лицо уплачивает страховые взносы самостоятельно в виде фиксированного платежа.
Кассационная инстанция считает правильном вывод суда о том, что начисление пеней за неуплату (неполную уплату) индивидуальными предпринимателями страховых взносов в виде фиксированных платежей в минимальном размере за 2003 год производится с 1 января 2004 года.
В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 статьи 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисляемыми за каждый день календарной просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 "Об утверждении правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа". Согласно пункту 4 названного нормативного акта фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года. Этот срок правомерно применен судами в отношении страховых взносов в виде фиксированных платежей в минимальном размере за 2003 год, исходя из единого понятия страхового взноса в виде фиксированного платежа, что подтверждается положениями пунктов 1 и 2 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, и ввиду отсутствия иных специальных сроков их уплаты. Последующее правовое регулирование срока уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в минимальном размере путем установления Федеральным законом от 02.12.2004 N 157-ФЗ "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" аналогичного срока уплаты этих платежей - не позднее 31 декабря текущего года - также подтверждает обоснованность применения судами первой и апелляционной инстанций в рассматриваемом случае срока, указанного в Постановлении N 148.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильным вывод судов о необходимости применения установленного Постановлением N 148 срока уплаты за 2003 год страховых взносов в виде фиксированных платежей в минимальном размере (что следует и из пункта 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79).
Принимая во внимание, что при уплате 09.02.2005 государственной пошлины по кассационной жалобы Предпринимателем неправильно определен ее размер: вместо 1000 руб., подлежащей уплате с 01 01.2005 в соответствии с подпунктами 12 и 4 пункта 1 статьи 333.21 главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации, фактически уплачено 50 руб., и учитывая результат рассмотрения жалобы, с Ампелонской Натальи Павловны подлежит довзысканию в доход федерального бюджета 950 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.12.2004 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/5848/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ампелонской Натальи Павловны - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ампелонской Натальи Павловны зарегистрированной по адресу: город Псков, улица Гоголя, дом 26, квартира 3 (свидетельство о государственной регистрации от 09.09.2002 серия N 26281, выданное Администрацией города Пскова) в доход федерального бюджета 950 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2005 г. N А52/5848/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника