Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2005 г. N А52/4716/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Нечаева Георгия Валериановича на решение от 30.09.2004 (судья Орлов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2004 (судьи Падучих Н.М., Зотова И.М., Васильева О.Г.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/4716/2004/2,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пскове (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Нечаева Георгия Валериановича (далее - Предприниматель) 1800 руб. недоимки и 102 руб. 26 коп. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2004 заявленные Управлением фонда требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2004 решение суда от 30.09.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение и постановление судов и отказать Управлению фонда в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, в 2003 году он не осуществлял предпринимательскую деятельность, не имел дохода от нее, поэтому у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за указанный период.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Нечаев Георгий Валерианович 17.09.1998 зарегистрирован Администрацией города Пскова Псковской области в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ему выдано свидетельство от 17.09.1998 N 18960 (л.д. 9).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Пунктом 2 статьи 14 названного Закона на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Как указано в статье 28 Закона N 167-ФЗ, индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 4 постановления" следует читать "пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением"
Срок уплаты страхового взноса в виде фиксированного платежа установлен пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 "Об утверждении правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа", согласно которому фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.
В пунктах 2 и 4 статьи 26 Закона N 167-ФЗ предусмотрены последствия нарушения установленного срока уплаты названных страховых платежей: при уплате причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроками ему начисляются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В связи с неуплатой Предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 Управление фонда направило страхователю требование от 30.04.2004 N 2535 об уплате в срок до 14.05.2004 имеющейся по состоянию на 01.01.2004 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в сумме 1800 руб., а также начисленных за нарушение срока уплаты страховых взносов за 2003 год пеней в сумме 114 руб.
Требование в установленный срок не исполнено, поэтому Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Управления фонда, исходили из того, что Законом N 167-ФЗ обязанность по уплате индивидуальными предпринимателями в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает решение суда законным и обоснованным.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 14 и статьей 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Из систематического толкования приведенных правовых норм следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, обладающих статусом предпринимателя.
При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Предприниматель является застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя, он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Правильность такого вывода подтверждается положениями пунктов 4 и 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Порядок прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности регламентирован рядом законодательных и нормативных актов.
Пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Эти документы оформляются в соответствии с Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в редакции постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630). На основании полученных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ). Факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей подтверждается документом установленной формы (пункт 12 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 438 и N 439"). Таким документом является "Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" (форма N Р65001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630).
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела сведений об утрате Нечаевым Георгием Валериановичем статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке, требование Управления фонда о взыскании с Предпринимателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в минимальном размере за 2003 год правомерно удовлетворено судами.
Довод Предпринимателя о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права (статьи 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не принимается судом кассационной инстанции как не подтвержденный имеющимися в деле доказатедльствами. Согласно части 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец, обращаясь с заявлением в арбитражный суд, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно пункту 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к заявлению в суд должны быть приложены уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие такое направление. Управление фонда приложило к направленному в арбитражный суд заявлению копию реестра от 28.07.2004 с почтовой квитанцией, подтверждающие отправку заявления с приложенными к нему документами в адрес ответчика. Предприниматель, присутствуя в предварительном судебном заседании, не заявлял о нарушении Управлением фонда норм процессуального права при направлении ему копии заявления, не заявлял ходатайств о предоставлении ему для изучения документов, приложенных Управлением фонда к заявлению в суд.
Ссылки Предпринимателя на нарушение судами положении статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 57 Конституции Российской Федерации также отклоняются судом кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерацию" названный Федеральный закон устанавливает основы регулирования государственного обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Как указано в статье 3 Закона N 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование признаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 167-ФЗ право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Законом.
В соответствии с Законом N 167-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которым внесены изменения в главу 24 НК РФ "Единый социальный налог", страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исключены из состава единого социального налога. Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФ РФ. Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в ПФ РФ в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (на страховую и накопительную части трудовой пенсии), являясь индивидуально возмездными платежами и имея иную, чем налоги, правовую природу, не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, не входят в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов, поэтому положения Налогового кодекса Российской Федерации могут применяться при решении вопросов, связанных с их уплатой, только в пределах, определенных статьей 2 Закона N 167-ФЗ. Из названной статьи следует, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах регулирует правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При решении спора о наличии в рассматриваемом деле у Предпринимателя обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в виде фиксированного платежа в минимальном размере судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы Закона N 167-ФЗ. Кассационная инстанция не усматривает неопределенности в вопросах, связанных с исчислением и уплатой названных платежей и, следовательно, нарушения конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены принятых по данному делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Принимая во внимание, что подателем жалобы при уплате 04.02.2005 государственной пошлины по кассационной жалобе неправильно определен ее размер: вместо 1000 руб., подлежащей уплате с 01 01.2005 в соответствии с подпунктами 12 и 4 пункта 1 статьи 333.21 главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации, фактически уплачено 50 руб., - и учитывая результат рассмотрения жалобы, с Нечаева Георгия Валериановича подлежит довзысканию в доход федерального бюджета 950 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.09.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.12.2004 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/4716/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Нечаева Георгия Валериановича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Нечаева Георгия Валериановича, зарегистрированного по адресу: город Псков, ул. Сиреневый бульвар, дом 7 квартира 75 (свидетельство о государственной регистрации от 17.09.1998 N 18960, выданное Администрацией города Пскова) в доход федерального бюджета 950 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2005 г. N А52/4716/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника