Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 июля 2001 г. N А56-21867/00
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2001 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2001 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Фомичевой А.А. (доверенность от 03.01.2001 N 59),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2000 по делу N А56-21867/00 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Волховского межхозяйственного лесхоза (далее - лесхоз) 11 253 руб. 42 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату налога на прибыль.
Решением от 02.11.2000 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и удовлетворить иск. Суд, по мнению инспекции, неправильно применил пункт 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль), поскольку лесхоз находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и не вправе пользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной данной нормой.
Представители лесхоза, в установленном порядке извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку расчета налога от фактической прибыли за 1999 год, представленного лесхозом, по результатам которой составлен акт от 14.06.2000 и принято решение от 30.06.2000 N 140 о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проверки установлено занижение лесхозом налогооблагаемой прибыли вследствие неправомерного, по мнению инспекции, использования ответчиком льготы, предусмотренной пунктом 6 статьи 6 Закона о налоге на прибыль. Инспекция доначислила лесхозу налог на прибыль, пени и привлекла к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за его неполную уплату.
Согласно пункту 6 статьи 6 Закона о налоге на прибыль не подлежит налогообложению прибыль предприятий Федеральной службы лесного хозяйства России, полученная от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства.
Как видно из материалов дела и установлено судом, лесхоз находится в ведении Министерства сельского хозяйства России и в соответствии с пунктом 1.1 устава является государственным предприятием.
В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им органы.
Во исполнение указанной нормы 03.07.97 Правительство Российской Федерации приняло постановление N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов", в соответствии с которым специально уполномоченными органами являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Согласно статье 53 ЛК РФ лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Таким образом, функции, полномочия и предмет деятельности как лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России, так и лесхозов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, аналогичны.
Предоставление льготы, предусмотренной пунктом 6 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, только предприятиям Федеральной службы лесного хозяйства России, необоснованно сужает сферу ее применения, так как по смыслу указанной нормы льготируется прибыль, полученная при ведении лесного хозяйства в целях осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Доводы кассационной жалобы о несоблюдении ответчиком условия представления льготы - использования полученной прибыли на ведение лесного хозяйства - являются несостоятельными.
В справке лесхоза о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" имеется запись о направлении прибыли на финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства. Из содержания акта о налоговом правонарушении от 14.06.2000 усматривается, что указанное обстоятельство инспекцией не проверялось.
Таким образом, лесхоз правомерно пользовался льготой по налогу на прибыль, установленной пунктом 6 статьи 6 Закона о налоге на прибыль.
Кроме того, в материалах дела имеются письма Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации об исключении из налогообложения средств лесхозов, полученных от оказания услуг по лесохозяйственной деятельности и направленных на финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункту 3 статьи 111" следует читать "пункту 3 части 1 статьи 111"
Согласно пункту 3 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, а отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает привлечение его к налоговой ответственности (пункт 2 статьи 109 НК РФ).
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2000 по делу N А56-21867/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2001 г. N А56-21867/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника