Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 апреля 2005 г. N А21-4662/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 05.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Багратионовском районе Калининградской области на решение от 31.08.04 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление апелляционной инстанции от 12.01.05 (судьи Сычевская С.Н., Карамышева Л.П., Сергеева И.С.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-4662/04-С1,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Багратионовском районе Калининградской области (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения "Ладушкинский городской архив" (далее - учреждение) 10 000 руб. штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 27 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
Решением суда от 31.08.04 в удовлетворении заявленных требований Управлению фонда отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.01.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление фонда, ссылаясь на неправильное применение судом положений Закона N 167-ФЗ, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Управлением фонда проведена камеральная проверка соблюдения учреждением законодательства об обязательном пенсионном страховании, в ходе которой установлен факт нарушения ответчиком срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации. Решением Управления фонда от 11.05.04 N 2 учреждение привлечено к ответственности в виде 10 000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ. На основании данного решения заявителем в адрес учреждения направлено требование от 18.05.04. Ответчик не уплатил штраф в добровольном порядке, в связи с чем Управление фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, муниципальное учреждение "Ладушкинский городской архив" зарегистрировано Инспекцией Министерства по налогам и сборам России по Багратионовскому району Калининградской области 24.12.03, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Из акта проверки следует, что заявление о регистрации в Управление фонда подано 26.04.04, то есть с нарушением установленного статьей 11 Закона N 167-ФЗ тридцатидневного срока.
Отказав в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что возникновение обязанности по регистрации в территориальных органах законодатель связывает с осуществлением выплат физическим лицам. Поскольку по данному делу не представлены доказательства осуществления выплат физическим лицам, то суд признал, что учреждение не подпадает под определение страхователя, данное в статье 6 Закона N 167-ФЗ, и не обязано было регистрироваться в Пенсионном фонде. Указанный вывод судебных инстанций является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 167-ФЗ регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок для работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Обязанность по регистрации в территориальных органах страховщика не связана с наличием выплат физическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона N 167-ФЗ нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
С 01.01.04 вступил в силу Федеральный закон от 23.12.03 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 185-ФЗ), статьей 7 которого в статью 11 Закона от 15.12.01 N 167-ФЗ внесены изменения, касающиеся порядка регистрации страхователей в территориальных органах страховщика.
В силу пункта 3.1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ, введенного в действие Федеральным законом от 23.12.03 N 185-ФЗ, с 01.01.04 налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Таким образом, на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в отношении только тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают начиная с 01.01.04. Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем эти лица продолжают нести обязанность по самостоятельной регистрации в органах страховщика.
Учитывая, что с принятием Закона N 185-ФЗ ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах Пенсионного Фонда Российской Федерации, установленная статьей 27 Закона N 167-ФЗ, не отменена, страхователь правомерно привлечен Управлением фонда к ответственности за нарушение сроков регистрации.
Суд кассационной инстанции считает, что Управлением фонда соблюдена, процедура привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в привлечении учреждения к ответственности за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного Фонда Российской Федерации является неправомерным.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П, "закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции - в том числе штрафного характера - за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения".
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Нормой пункта 1 статьи 112 НК РФ предусмотрено право суда признать смягчающими ответственность иные, помимо установленных подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельства, перечень которых не определен.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 названного Кодекса. Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
В данном случае обстоятельствами, смягчающими ответственность, суд кассационной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, считает совершение правонарушения впервые, то, что правонарушением не причинен ущерб бюджету, поскольку штат учреждения не был сформирован, заработная плата никому не начислялась и не выплачивалась, его финансовое положение, отсутствие финансирования из бюджета, и полагает возможным снизить размер штрафа до 500 руб.
С учетом изложенного судебные акты по настоящему делу подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права. Требования фонда подлежат удовлетворению в сумме 500 руб. В остальной части заявленных требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с муниципального учреждения "Ладушкинский городской архив" подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение данного дела в суде трех инстанций в сумме 2 100 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 31.08.04 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.05 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-4662/04-С1 отменить.
Взыскать с муниципального учреждения "Ладушкинский городской архив", расположенного по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, город Ладушкин, улица Победы, дом 23 (свидетельство о регистрации от 24.12.03, серия 39, N 000946737) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 500 руб. штрафа за несвоевременную регистрацию его в качестве страхователя. В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с муниципального учреждения "Ладушкинский городской архив" в доход федерального бюджета 2 100 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде трех инстанций.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 названного Кодекса. Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 апреля 2005 г. N А21-4662/04-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника