Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 апреля 2005 г. N А56-38421/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" Орлова П.Е. (доверенность от 10.09.2004 N 1/11), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга Гевель М.М. (доверенность от 11.01.2005 N 19-56/4),
рассмотрев 29.03.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2004 по делу N А56-38421/02 (судья Никитушева М.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Янтарь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 18.12.2000 N 0085017 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция) и об обязании Инспекции принять решение о возврате из бюджета 2 054 453 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за второй и третий квартал 2000 года.
Решением суда от 14.12.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и удовлетворить ее требования. По мнению подателя жалобы, суд сделал необоснованный вывод о наличии у Общества права на налоговые вычеты, так как первичные документы составлены с нарушением установленного порядка, в счетах-фактурах не указаны почтовые адреса грузополучателя и грузоотправителя, наименование покупателя, их ИНН и адреса, а также указывает на пропуск заявителем срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2000 года Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 31.10.2000, в ходе которой выявила ряд нарушений, отраженных в акте от 27.11.2000 N 0-08-5017.
Поскольку налогоплательщик не представил первичные документы, налоговый орган сделал вывод о том, что в налоговых декларациях за первый, второй и третий кварталы 2000 года Общество неправомерно предъявило к вычету суммы НДС, уплаченные им поставщикам товаров.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение N 0085017 (оформлено 18.10.2000), об аннулировании переплаты по лицевому счету заявителя путем доначисления ему 2 054 453 руб. НДС в связи с необоснованным предъявлением налога к вычету.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходили из того, что заявитель доказал факты уплаты стоимости товара и налога.
Основанием к отказу в возмещении 2 054 453 руб. НДС послужило то обстоятельство, что при проведении проверки Общество не представило первичные документы (счета-фактуры, инвойсы, платежные поручения, книги покупок и продаж и т.д.), подтверждающие его право на уменьшение сумм НДС, подлежащего уплате в бюджет.
Однако согласно пунктам 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата налога на добавленную стоимость таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Других ограничений при предъявлении к вычету НДС Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не предусмотрено.
Принятие Обществом импортируемого товара на учет, операции по дальнейшей перепродаже товара подтверждаются документами, которые имеются в деле (договоры поставки, таможенные декларации, платежные документы, товарные накладные, акты сверки взаиморасчетов, карточки счетов 62 и 41).
Ссылка налогового органа на неотражение в бухгалтерском учете операций, связанных с доставкой товара покупателям, и на отсутствие товарно-транспортных накладных правомерно отклонена судом, поскольку договорами поставок предусмотрен "вывоз" импортируемого товара покупателями со склада временного хранения таможни и переход права собственности на товар покупателям с даты, указанной в накладных.
Согласно статье 110 Таможенного кодекса Российской Федерации при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются таможенные платежи: таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы и платежи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено (статья 118), что в качестве плательщиков таможенных платежей могут выступать не только декларанты, но и любые заинтересованные лица.
Как указано выше, в силу пункта 3 статьи 2 и пунктов 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации обусловлено уплатой сумм налога таможенным органам и принятия товара на учет.
При этом правовое значение такого возмещения - компенсация налогоплательщику затрат по уплате данного налога.
Судом первой инстанции установлено, что спорная сумма налога по приобретенным и оприходованным налогоплательщиком товарам частично уплачена таможенным органам третьими лицами в счет расчетов по договорам поставки с Обществом при наличии у них взаимных обязательств. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: платежными документами, договорами, дополнительными соглашениями к ним, актами сверки взаиморасчетов.
Суд первой инстанции установил, что условия возмещения НДС, предусмотренные статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" налогоплательщиком выполнены и Общество представило все необходимые документы в суд и в Инспекцию после принятия налоговым органом решения, поэтому кассационная инстанция считает, что решение от 14.12.2004 является законным, а и судом правильно применены нормы материального права.
В кассационной жалобе Инспекция указывает на нарушением Обществом Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 (далее - Порядок).
На момент рассмотрения спора порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость регулировался нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 31 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. Что касается правоотношений, возникших до введения в действие части второй Кодекса, то часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Таким образом, требования статьи 169 НК РФ к оформлению счетов-фактур, нарушение которых в силу статей 171, 172, 173 и 176 НК РФ влечет отказ в возмещении налога из бюджета, не могут быть распространены на случаи возмещения НДС, предусмотренные статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии с Порядком в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер, наименование и идентификационный номер поставщика товара, наименование товара, страна происхождения, номер грузовой таможенной декларации, стоимость товара, сумма НДС, дата составления счета-фактуры. Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю НДС в порядке, установленном федеральным законом.
Вместе с тем отрицательные для покупателя товаров последствия могут иметь место при отсутствии даты составления счета-фактуры, поскольку в таком случае нельзя установить, в каком отчетном периоде НДС перечислен поставщику, а также при наличии документов, подтверждающих отсутствие оснований для вычета налога по конкретной поставке. Даты составления счетов-фактур подтверждаются книгой покупок и другими расчетными документами. В данном случае товар получен по импорту и для его оприходования офомление счетов-фактур не предусмотрено, замечаний к оформлению счетов-фактур на отгрузку товара покупателям Инспекция не имеет.
С 1 сентября 2002 года вступил в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, пунктом 4 статьи 198 которого установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Предельно возможным сроком обжалования оспариваемого требования является 01.12.2002 - день истечения трех месяцев с момента вступления в силу правовой нормы, ограничивающей сроки обжалования ненормативных актов, 01.09.2002.
С заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа Общество обратилось в суд 29.11.2002.
Следовательно, заявителем не пропущен срок обжалования решения Инспекции и ссылка подателя жалобы на необходимость отказа в удовлетворении заявленных требований согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ является неправомерной.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2004 по делу N А56-38421/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2005 г. N А56-38421/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника