Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 апреля 2005 г. N А56-16685/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Митрофановой Н.Ю. (доверенность от 29.12.2004 N 11/2-84), от Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Акимовой О.В. (доверенность от 09.12.2003 N 02-24/01-13443),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 30.08.2004 (судья Третьякова Н.О.) и постановление апелляционной инстанции от 06.12.2004 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16685/04,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда), выразившегося в отказе в возмещении 529 524 руб. излишне уплаченных страховых взносов путем возврата на расчетный счет заявителя, и об обязании Отделения фонда перечислить на расчетный счет плательщика указанную сумму страховых взносов вместе с 17 709 руб. 64 коп. процентов, начисленных на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконным бездействие Отделения фонда, выразившееся в отказе возместить 559 986 руб. расходов на цели государственного социального страхования, и возложить на Фонд обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем возврата (возмещения) 559 986 руб. на расчетный счет, открытый Гатчинской дистанции пути - структурного подразделения Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Решением суда от 30.08.2004 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд посчитал, что заявление о возмещении расходов подано в Отделение фонда ненадлежащим лицом. По мнению суда, ОАО "Российские железные дороги" не вправе требовать возмещения расходов, понесенных другим страхователем - федеральным государственным унитарным предприятием "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ФГУП "ОЖД МПС РФ"), зарегистрированным в Отделении фонда в качестве страхователя по месту нахождения Гатчинской дистанции пути - обособленного подразделения Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ФГУП "ОЖД МПС РФ". ФГУП "ОЖД МПС РФ" в 2003 году несло расходы по государственному социальному страхованию и представляло в Отделение фонда расчетные ведомости; перед названной организацией, а не ОАО "РЖД", Отделение фонда имеет задолженность в спорной сумме. Суд также сослался на отсутствие у начальника Гатчинской дистанции пути полномочий на подачу от имени юридического лица - страхователя заявления в Отделение фонда о возмещении расходов на цели государственного социального страхования. Кроме того, суд признал, что заявителю не было отказано в возмещении расходов, что следует из письма Отделения фонда от 27.02.2004.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2004 решение суда оставлено в силе, но заявленные Обществом требования отклонены по иным основаниям. Суд апелляционной инстанции признал не соответствующими нормам действующего законодательства и материалам дела выводы суда первой инстанции об отсутствии у ОАО "РЖД" права в 2004 году требовать от Отделения фонда возмещения расходов по государственному социальному страхованию, понесенных ФГУП "ОЖД МПС РФ" в 2003 году, а также об отсутствии у начальника Гатчинской дистанции пути полномочий на подачу от имени юридического лица - страхователя заявления в Отделение фонда о возмещении понесенных в 2003 году расходов на цели государственного социального страхования. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции посчитал, что незаконного бездействия со стороны Отделения фонда допущено не было, поскольку порядок возмещения Обществу спорных расходов определен не был, Отделение фонда обратилось в ОАО "Российские железные дороги" за соответствующим разъяснением, но ответа не получило.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
В заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Отделения фонда просил оставить судебные акты без изменения, дополнительно сославшись на то, что спорная сумма перечислена по платежному поручению от 30.12.2004 N 11111 на расчетный счет Общества, открытый Гатчинской дистанции пути - структурного подразделения Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", после получения письма ОАО "Российские железные дороги" от 22.12.2004 N ФА-12866 "О порядке проведения взаиморасчетов между исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации и Октябрьской железной дорогой".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Гатчинская дистанция пути - структурное подразделение Санкт-Петербург-Витебское отделение - филиал Октябрьской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" 20.01.2004 направила в Отделение фонда заявление N 71 (л.д. 12) о возмещении путем возврата на ее расчетный счет расходов в размере 559 986 руб., произведенных на цели государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К заявлению приложены копии расчетных ведомостей за 2003 год по средствам, зачисленным в Фонд социального страхования Российской Федерации, подтверждающие произведенные расходы.
Отделение фонда в десятидневный срок перечисление средств не осуществило, сообщив при этом в письме от 27.02.2004 N 00-16/01-1791 (л.д. 13) о том, что вопрос о возмещении расходов по государственному социальному страхованию, в сумме, превышающей сумму начисленного единого социального налога за 2003 год, будет решен после согласования между Фондом социального страхования Российской Федерации и ОАО "Российские железные дороги" порядка возмещения таких расходов.
Общество, считая бездействие Отделения фонда незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей, кассационная инстанция считает, что оспариваемые судебные акты в части отказа в признании незаконным бездействия Отделения фонда, выразившегося в невозмещении Обществу в установленный десятидневный срок расходов на цели государственного социального страхования в сумме 559 986 руб., подлежат отмене по следующим основаниям.
Как правильно указано в постановлении суда апелляционной инстанции, ОАО "РЖД" имело право в 2004 году требовать от Отделения фонда возмещения расходов по государственному социальному страхованию, понесенных ФГУП "ОЖД МПС РФ" в 2003 году. У начальника Гатчинской дистанции пути имелись полномочия на подачу от имени юридического лица - страхователя заявления в Отделение фонда о возмещении понесенных в 2003 году расходов на цели государственного социального страхования.
В соответствии с нормами Федерального закона от 27.02.03 N 29-ФЗ "Об особенностях управления распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) в 2003 году осуществлена приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта. В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создан единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (статья 2 названного Закона) - путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал названного субъекта.
Устав ОАО "Российские железные дороги" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585. В качестве юридического лица ОАО "РЖД" зарегистрировано 23.09.2003 (л.д. 27).
Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал ОАО "РЖД", а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, утверждены в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 29-ФЗ Правительством Российской Федерации (распоряжение от 11.08.2003 N llll-p).
Формирование уставного капитала ОАО "Российские железные дороги" осуществлено в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 29-ФЗ на основании сводного передаточного акта от 30.09.2003 (л.д. 26), который утвержден совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации и Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-p/6-p/884p (л.д. 25). Сводный передаточный акт составлен на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги".
Из пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 27.02.03 N 29-ФЗ "Об особенностях управления распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" следует, что обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО "РЖД", в отношении их кредиторов и должников передаются ОАО "РЖД" на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Опубликование утвержденного Правительством Российской Федерации перечня организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (этот перечень, приведенный в приложении N 2 к распоряжению Правительства РФ от 11.08.2003 N llll-p, опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 18.08.2003, N 33, ст. 3339), является для кредиторов и должников уведомлением о внесении имущества соответствующих организаций в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Согласие кредиторов на перевод их требований на единый хозяйствующий субъект - ОАО "Российские железные дороги" - не требуется.
Как указано в статье 4 Закона N 29-ФЗ, организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, прекращаются и исключаются из единого реестра юридических лиц в установленном порядке после внесения их имущества в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Федеральный закон от 31.07.98 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 9.3, согласно которой правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой Кодекса, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
Таким образом, в силу положений названных законов ОАО "Российские железные дороги" с 30.09.2003 является правопреемником организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в его уставный капитал, в число которых вошло федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном статьей 50 НК РФ.
Как указано в пункте 2 названной статьи правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов сборов пользуется всеми правами и исполняет все обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) для налогоплательщиков.
Согласно пункту 2 статьи 243 НК РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае превышения суммы расходов по государственному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, в пунктах 2.7, 3.4 и 3.5 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда от 09.02.2001 N 11 (действовавшей до 26.04.2004) установлено, что страхователь должен обратиться за возмещением средств (дотацией) в отделение (филиал отделения) Фонда с представлением расчетов по размерам средств, необходимых для осуществления расходов по государственному социальному страхованию. Отделение (филиал отделения) Фонда возмещает расходы, произведенные страхователем сверх суммы единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, на основании представленной страхователем расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за отчетный период, подтверждающей произведенные расходы, и иных документов, установленных Фондом.
Перечисление средств страхователям производится отделением (филиалом отделения) Фонда в десятидневный срок со дня представления страхователями необходимых документов.
Спорная сумма задолженности Отделения фонда перед ФГУП "ОЖД МПС РФ" вошла в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" согласно приложению 1112 к Сводному передаточному акту на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги".
Следовательно, Обществу перешло право на возмещение расходов, осуществленных ФГУП "ОЖД МПС РФ" в 2003 году на цели государственного социального страхования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
На выполнение филиалами (отделениями железных дорог), дирекциями и иными подразделениями филиалов ОАО "Российские железные дороги", имеющими отдельный баланс, расчетный счет и начисляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязанностей Общества по уплате единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, указано и в пункте 1, абзацах третьем и четвертом пункта 2 совместного письма Фонда социального страхования Российской Федерации и ОАО "Российские железные дороги" от 04.11.2003 NN 02-18/05-7182; 210.
Гатчинская дистанция пути - структурное подразделение Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице ее начальника, действующего на основании доверенности от 03.10.2003 N 10-11/2-114 и в пределах предоставленных в ее пунктах 4, 5, 7 и 8 полномочий, обратилась в Отделение фонда с заявлением о возмещении расходов, осуществленных в 2003 году на цели государственного социального страхования, на ее расчетный счет.
Однако Отделение фонда в 10-дневный срок, установленный в пункте 3.5 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда от 09.02.2001 N 11 (действовавшей до 26.04.2004), спорную сумму не возместило.
Следовательно, Отделением фонда неправомерно, в нарушение положений статей 2 и 4 Федерального закона от 27.02.03 N 29-ФЗ "Об особенностях управления распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", пунктов 2.7, 3.4 и 3.5 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда от 09.02.2001 N 11 (действовавшей до 26.04.2004), а также совместного письма Фонда социального страхования Российской Федерации и ОАО "Российские железные дороги" от 04.11.2003 NN 02-18/05-7182; 210, не возмещены расходы на счет Общества, указанный в письме начальника Гатчинской дистанции пути, то есть допущено незаконное бездействие.
Кассационной инстанцией отклоняется довод об отсутствии порядка возмещения спорных расходов. Этот порядок урегулирован Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда от 09.02.2001 N 11 (действовавшей до 26.04.2004).
Совместное письмо Фонда социального страхования Российской Федерации и ОАО "Российские железные дороги" от 04.11.2003 N 02-18/05-7182; N 210 не содержит положений о необходимости установления специального порядка возмещения расходов, осуществленных в 2003 году на цели государственного социального страхования организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал Общества. Ссылки в названном письме в ряде случаев на необходимость дополнительного урегулирования отдельных вопросов не касаются рассматриваемого спора. Так, в пункте 2 совместного письма идет речь об установлении порядка погашения задолженности Общества перед Фондом, а не Фонда перед Обществом, образовавшейся по состоянию на 01.10.2003; в пункте 3 идет речь об использовании остатков средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
Более того, с письмами о разъяснении порядка возмещения расходов Отделение фонда обратилось в ОАО "Российские железные дороги" не в десятидневный срок, установленный Инструкцией от 09.02.2001 N 11, а лишь 21.06.2004 и 19.10.2004, то есть после обращения Общества в арбитражный суд с заявлением от 15.04.2004. Содержание ответа (письмо от 22.12.2004 N ФA-12866) подтверждает отсутствие какого-либо особого порядка возмещения спорных расходов. В ответе Общества приведены нормы законодательства, действовавшие в период обращения начальника Гатчинской дистанции пути - структурного подразделения Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с заявлением в Отделение фонда о возмещении расходов на открытый дистанции пути расчетный счет.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что оспариваемые судебные акты в части отказа в признании незаконным бездействия Отделения фонда, выразившегося в невозмещении Обществу в установленный десятидневный срок расходов на цели государственного социального страхования в сумме 559 986 руб., подлежат отмене, а требования Общества в этой части удовлетворению.
Второе требование Общества о возложении на Отделение фонда обязанности возместить 559 986 руб. расходов путем зачисления на расчетный счет, открытый Гатчинской дистанции пути - структурного подразделения Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", удовлетворению не подлежит ввиду добровольного перечисления Отделением фонда названной суммы по платежному поручению от 30.12.2004 N 11111.
Принимая во внимание результат рассмотрения кассационной жалобы, Обществу подлежит возврату из бюджета 19 572 руб. 34 коп. госпошлины, уплаченной за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций (платежные поручения от 21.04.2004 N 576 -л.д.11, от 14.09.2004 N 613 - л.д.98, от 21.05.2004 N 998 - л.д.128, от 28.02.2005 N 683 - л.д. 133).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.12.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16685/04 отменить в части отказа в признании незаконным бездействия государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившегося в невозмещении ОАО "Российские железные дороги" в установленный десятидневный срок расходов на цели государственного социального страхования в сумме 559 986 руб.
В этой части требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворить.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Возвратить ОАО "Российские железные дороги" из федерального бюджета 19 572 руб. 34 коп. госпошлины, уплаченной за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2005 г. N А56-16685/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника