Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 апреля 2005 г. N А56-40250/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 19.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.05 по делу N А56-40250/04 (судья Никитушева М.Г.),
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с крестьянского хозяйства "Дева" (далее - крестьянское хозяйство) 1 000 руб. штрафа за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования за I квартал 2004 года.
Решением суда от 04.02.05 в удовлетворении требований отделения фонда отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе отделение фонда просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, отделением фонда проведена камеральная проверка своевременности представления крестьянским хозяйством расчетной ведомости по средствам социального страхования за I квартал 2004 года. В ходе проверки выявлено, что ответчик не представил в установленный законом срок, до 15.04.04, расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ) за I квартал 2004 года. На основании результатов проверки отделением фонда принято решение от 07.06.04 N 334, которым крестьянское хозяйство привлечено к ответственности в виде взыскания 1 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Поскольку в установленный срок требование об уплате штрафа крестьянским хозяйством не исполнено, отделение фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком (абзац введен Федеральным законом от 22.04.03 N 47-ФЗ). Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.
В соответствии со статьей 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечить сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
В силу статьи 19 Закона N 125-ФЗ нарушение срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) от 01.12.03 N 130 утверждена форма расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ), подлежащая применению в I квартале 2004 года.
Юридическое лицо становится страхователем с момента его регистрации в ФСС РФ и, соответственно, оно обязано в соответствии с вышеназванными нормами в установленные законом сроки представлять страховщику отчетность. Факт непредставления отчетности установлен отделением фонда решением от 07.06.04 N 334. Судом не дана оценка обоснованности привлечения крестьянского хозяйства к ответственности по факту непредставления отчетности.
Суд отказал в удовлетворении требований в связи с несоблюдением отделением фонда процедуры привлечения крестьянского хозяйства к ответственности.
В соответствии со статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом. При этом должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 названного Кодекса.
Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, и в порядке, установленном главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" "По смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в пункте 3 статьи 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, т.е. суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса".
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 также разъяснено, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (крестьянским хозяйством) возражений по акту проверки. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что решение отделения фонда о привлечении крестьянского хозяйства к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено без извещения последнего о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном правонарушении, что, по мнению суда, в данном случае лишило ответчика возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 НК РФ. Вывод суда о том, что нарушение отделением фонда установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка производства по делу о налоговом правонарушении (в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 НК РФ) привело к ущемлению прав и законных интересов крестьянского хозяйства, не основан на материалах дела - доказательства нарушения прав последнего решением отделения фонда от 07.06.04 N 334 отсутствуют.
Налогоплательщик имел возможность представить свои возражения по заявлению отделения фонда и доказательства, их подтверждающие, непосредственно в судебном заседании, чем крестьянское хозяйство не воспользовалось. Таким образом, нарушение отделением фонда требований статьи 101 НК РФ не повлияло на законные интересы крестьянского хозяйства, поскольку оно могло воспользоваться своим правом на судебную защиту. Поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований отделения фонда о взыскании штрафа за непредставление расчетной ведомости.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, требования отделения фонда о взыскании 1 000 руб. штрафа - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с крестьянского хозяйства в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в первой и кассационной инстанциях - 1 050 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.05 по делу N А56-40250/04 отменить.
Взыскать с крестьянского хозяйства "Дева" (ИНН 4715012107, зарегистрировано по адресу: Ленинградская область, Тихвинский район, деревня Усть-Капша), в доход бюджета государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1 000 рублей штрафа и государственную пошлину в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в первой и кассационной инстанциях - 1 050 рублей.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2005 г. N А56-40250/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника