Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 апреля 2005 г. N А56-23983/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга Гамалий Е.Н. (доверенность от 01.12.04 N б/н), от общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Общественная организация ВОИ Колпинского района Санкт-Петербурга" Юшковой Е.Н. (доверенность от 10.01.05 N 1),
рассмотрев 19.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга на решение от 06.10.04 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.01.05 (судьи Маркин С.Ф., Семиглазов В.А., Дудина О.Ю.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-23983/04,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Местного отделения Санкт-Петербургской городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Общественная организация ВОИ Колпинского района Санкт-Петербурга" (далее - организация) 6 538 540 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 06.10.04 заявление Управления фонда удовлетворено частично. С организации взыскано 2 000 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.01.05 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление фонда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы суд неправомерно уменьшил размер штрафа, поскольку размер ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотрен на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В отзыве организация просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления фонда поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель организации возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, организация представила в Управление фонда необходимые для осуществления персонифицированного учета сведения 19.03.04, то есть с нарушением установленного срока.
Решением Управления фонда от 30.04.04 N 7 страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 6 538 540 руб. штрафа. Организация не уплатила штраф в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, норма, содержащаяся в статье 17 Закона N 27-ФЗ, является специальной и предусматривает привлечение страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из целого ряда законов, в том числе Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Частично взыскивая с налогоплательщика финансовые санкции, суд первой и апелляционной инстанций применил положения пункта 3 статьи 114 НК РФ, поскольку установил смягчающие вину налогоплательщика обстоятельства.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность принадлежит судам первой или апелляционной инстанций. При соблюдении арбитражными судами норм процессуального права, регламентирующих оценку доказательств, кассационная инстанция не вправе переоценивать эти обстоятельства.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П "закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции - в том числе штрафного характера - за их нарушение". Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заявленное Управлением фонда требование о взыскании с организации 6 538 540 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, суд удовлетворил в сумме 2 000 руб., учитывая общественный характер деятельности организации, а также несоразмерность штрафа допущенному нарушению.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Управления фонда - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.10.04 и постановление апелляционной инстанции от 20.01.05 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-23983/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Колпинскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2005 г. N А56-23983/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника