Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 апреля 2000 г. N 6593
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Петренко А.Д., при участии от ООО "Лукойл-Калининградморнефть" Самойлова Д.А. (доверенность от 21.02.2000 N 5-1/667), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Калининградморнефть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.99 по делу N 6593 (судья И.А. Мельник),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Калининградморнефть" (далее - Предприятие, ООО) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининградской области о возврате из бюджета 1 510 780 руб. излишне уплаченного акциза на нефть в ноябре и декабре 1996 года.
Решением суда от 27.12.99 исковые требования отклонены в связи с отсутствием переплаты акциза в бюджет.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Калининградморнефть" просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, устанавливающие ставки акциза и порядок уплаты этого налога. По мнению подателя кассационной жалобы, он излишне уплатил в бюджет акциз, поскольку при его уплате в ноябре и декабре 1996 года руководствовался средневзвешенной ставкой акциза с ее ежемесячной индексацией, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.96 N 479 и совместными телеграммами и письмами Министерства финансов России, вместо дифференцированных ставок акциза, установленных для нефтегазодобывающих предприятий, в том числе для ООО, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 590. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.97 N 30, вводящее с 01.11.96 более высокие ставки акцизов по сравнению со ставками, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 590, ухудшает положение плательщиков акцизов, поэтому не должно применяться в ноябре и декабре 1996 года.
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининградской области о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено, представитель в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив законность принятого по делу решения суда, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Указом Президента Российской Федерации от 14.08.92 N 893 (утратил силу с 20.09.96), которым введен акцизный сбор на нефть и газ, добываемые из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, Правительству Российской Федерации поручалось утвердить не только ставки акцизного сбора на нефть и газ, но и определить порядок взимания и дифференциацию его размеров.
Статьей 4 Закона Российской Федерации "Об акцизах" в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством Российской Федерации дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.08.92 N 893 Правительство Российской Федерации постановлением от 01.11.92 N 847 (утратило силу с 04.09.96) поручило Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службе России утвердить Инструкцию о порядке уплаты акцизного сбора на нефть, включая газовый конденсат.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.08.92 N 893 Правительством Российской Федерации также принято постановление от 26.06.95 N 590, которым с 01.06.95 введены дифференцированные ставки акцизов для отдельных предприятий, для ООО "Лукойл-Калининградморнефть", в частности, - 50000 руб. за тонну продукции.
Согласно Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.95 N 40 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ", разработанной по поручению Правительства Российской Федерации, дифференцированные ставки акцизов ежемесячно индексируются.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.96 N 479 индексы изменения ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат, исчисляются Министерством финансов России совместно с Министерством топлива и энергетики России и Государственной налоговой службой России ежемесячно относительно установленной Правительством Российской Федерации средневзвешенной ставки акциза в целом по России на конкретную дату и доводятся до сведения нефтегазодобывающих предприятий. Эти индексы доводились до нефтегазодобывающих предприятий, в том числе и до истца, совместными письмами и телеграммами.
Учитывая изложенное, ООО "Лукойл-Калининградморнефть" до введения в действие постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.97 N 30 должно было уплачивать в бюджет акциз за ноябрь и декабрь 1996 года по дифференцированным ставкам, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 590, с их индексацией в размерах, установленных письмами и телеграммами, издаваемыми Министерством финансов России по согласованию с Министерством топлива и энергетики России, а также Государственной налоговой службой России.
Утверждая о переплате в бюджет в ноябре и декабре 1996 года 1510780 руб. акциза за реализованную нефть, истец не представил расчет на указанную сумму, в материалах дела он отсутствует. Суду представлены расчеты по акцизному сбору за ноябрь и декабрь 1996 года (л.д. 13 и 16) и по три уточненных расчета за эти месяцы. Какими из представленных суду расчетов истец руководствовался, заявляя требование о возврате из бюджета 1510780 руб. акциза, представитель истца в судебном заседании кассационной инстанции пояснить не смог. Из двух уточненных расчетов (деклараций) на уплату акциза в спорные периоды видно (л.д. 11, 12), что налогоплательщиком по большинству отгрузок применена ставка акциза, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 590, но без индексации, а по двум отгрузкам в декабре акциз рассчитан по ставкам, меньшим установленных этим постановлением. Из расчетов по акцизу за ноябрь и декабрь 1996 года (л.д. 13 и 16) не представляется возможным определить, какими нормативными актами руководствовался налогоплательщик при расчете ставок и сумм акциза, подлежащего уплате в бюджет.
Заявляя, что постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.97 N 30 не должно применяться с 01.11.96, так как увеличивает размер акцизного сбора, подлежащего уплате в бюджет, а поэтому ухудшает его положение как налогоплательщика, ООО не представило доказательств того, что при применении в ноябре и декабре 1996 года индексированных ставок акциза, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 590, суммы акцизов, подлежащие уплате в бюджет, меньше, чем суммы акцизов, рассчитанные за эти же периоды по ставкам, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.97 N 30.
В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований. Поскольку истец не представил доказательств переплаты акциза в ноябре и декабре 1996 года, следует признать, что суд первой инстанции правомерно отклонил исковые требования.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.12.99 по делу N 6593 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Лукойл-Калининградморнефть" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2000 г. N 6593
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника