Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 апреля 2005 г. N А26-6858/04-16
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Изотовой С.В. и Сосниной О.Г.,
при участии от муниципального унитарного Петрозаводского предприятия электрических сетей Семеновой Т.М. (доверенность от 06.01.05), от Министерства финансов Российской Федерации Дорошина А.Е. (доверенность от 14.02.05), от Министерства финансов Республики Карелия Карповой Н.С. (доверенность от 12.01.05),
рассмотрев 05.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного Петрозаводского предприятия электрических сетей на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.12.04 по делу N А26-6858/04-16 (судья Коростелева В.И.),
установил:
Муниципальное унитарное Петрозаводское предприятие электрических сетей (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 1 210 813,98 руб. расходов, связанных с предоставлением гражданам в период с июля по декабрь 2003 года субсидий на оплату электрической энергии в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Городская социальная служба" и Администрация города Петрозаводска (далее - Администрация).
Определением от 25.08.04 к участию в деле в качестве другого ответчика привлечено Министерство финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК).
Решением от 06.12.04, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин РФ просит отменить решение и удовлетворить исковые требования за счет казны Республики Карелия.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал кассационную жалобу, представитель Минфина РК возразил против ее удовлетворения. Представитель Минфина РФ поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте его слушания, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в период с июля по декабрь 2003 при взимании платы за электрическую энергию уменьшало ее на суммы субсидий, предоставленных гражданам в соответствии со статьей 15 Закона.
Понесенные в связи с этим расходы в сумме 1 210 813,98 руб. не были своевременно возмещены Предприятию, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Суд, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу о том, что возмещение понесенных истцом расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета в связи с отсутствием порядка согласования распределения расходов на компенсацию предоставленных населению субсидий, однако требования к Минфину РФ отклонил, сославшись на отказ Предприятия от иска к этому ответчику.
Обжалуемое решение не может быть признано правильным.
В соответствии с частями 1, 4 и 6 статьи 15.4 Закона субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части первой названной статьи. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статьей 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета на 2003 год утвержден Фонд софинансирования социальных расходов в сумме 5 млрд. руб.
В соответствии со статьей 56 названного закона установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5 млрд. руб. Названной нормой предусмотрено, что предоставление из федерального бюджета на 2003 год дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.03 N 179 утверждены Правила предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).
В соответствии с Правилами размер дотаций, предоставляемых конкретному субъекту Российской Федерации, определяется по математической формуле с учетом уровня дотаций и коэффициентов соответствия федеральным стандартам стандартов оплаты коммунальных услуг, установленных субъектом Российской Федерации, бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, а также соблюдения субъектом Российской Федерации федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется пропорционально за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. При этом объем обязательств Российской Федерации по финансированию расходов, связанных с предоставлением субсидий, определяется размером дотации, определенной в соответствии с Правилами.
В 2003 году из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в порядке межбюджетных отношений передана дотация на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 21 356 000 руб.
Вопрос о соответствии размера средств, перечисленных из Федерального бюджета на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением субсидий, размеру дотации, определяемому в соответствии с Правилами, а также о выделении из бюджета Республики Карелия денежных средств на эти же цели, судом не исследовался.
Является несостоятельной ссылка суда на фактический отказ истца от требований к Минфину РФ как на основание отклонения требований к этому ответчику.
В возражениях на отзывы ответчиков (л.д. 86-88) Предприятие обосновало необходимость удовлетворения его требований за счет Минфина РК, при этом отказа от иска к Минфину РФ не заявляло.
Поскольку судом в порядке части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принимался отказ Предприятия от иска к Минфину РФ, последний подлежал рассмотрению по существу.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду для определения размера сумм, подлежащих взысканию с того или иного ответчика для компенсации расходов истца, необходимо установить, выполнила ли в полном объеме, Российская Федерация свои обязательства по предоставлению Республике Карелия дотации на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также выделялись ли из бюджета Республики Карелия дотации муниципальному образованию "Город Петрозаводск" и в полной ли мере; при принятии решения по делу распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.12.04 по делу N А26-6858/04-16 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Правилами размер дотаций, предоставляемых конкретному субъекту Российской Федерации, определяется по математической формуле с учетом уровня дотаций и коэффициентов соответствия федеральным стандартам стандартов оплаты коммунальных услуг, установленных субъектом Российской Федерации, бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, а также соблюдения субъектом Российской Федерации федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется пропорционально за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. При этом объем обязательств Российской Федерации по финансированию расходов, связанных с предоставлением субсидий, определяется размером дотации, определенной в соответствии с Правилами.
...
Вопрос о соответствии размера средств, перечисленных из Федерального бюджета на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением субсидий, размеру дотации, определяемому в соответствии с Правилами, а также о выделении из бюджета Республики Карелия денежных средств на эти же цели, судом не исследовался."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2005 г. N А26-6858/04-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника