Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 ноября 2005 г. N А26-6858/04-16
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2005 по делу N А26-6858/04-16 (судья Коростелева В.И.),
установил:
Муниципальное унитарное Петрозаводское предприятие электрических сетей (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 1 210 813 руб. 98 коп. расходов, связанных с предоставлением гражданам в период с июля по декабрь 2003 года субсидий на оплату электрической энергии в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Городская социальная служба" (далее - Учреждение) и администрация города Петрозаводска (далее - Администрация).
Определением от 25.08.2004 к участию в деле в качестве другого ответчика привлечено Министерство финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК).
Решением от 06.12.2004, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2005 решение суда отменено с передачей дела на новое рассмотрение.
Решением от 05.07.2005, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, истребуемая сумма взыскана с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации. В иске к Минфину РК отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 05.07.2005 и в иске к Минфину РФ отказать.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин РК просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в период с июля по декабрь 2003 года при взимании платы за электрическую энергию уменьшало ее на суммы субсидий, предоставленных гражданам в соответствии со статьей 15 Закона.
Понесенные в связи с этим расходы в сумме 1 210 813 руб. 98 коп. не были своевременно возмещены Предприятию, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
В соответствии с частями 1, 4 и 6 статьи 15.4 Закона субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части первой названной статьи. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статьей 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета на 2003 год утвержден Фонд софинансирования социальных расходов в сумме 5 млрд. руб.
В соответствии со статьей 56 названного закона установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5 млрд. руб. Названной нормой предусмотрено, что предоставление из федерального бюджета на 2003 год дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179 утверждены Правила предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).
В соответствии с Правилами размер дотаций, предоставляемых конкретному субъекту Российской Федерации, определяется по математической формуле с учетом уровня дотаций и коэффициентов соответствия федеральным стандартам стандартов оплаты коммунальных услуг, установленных субъектом Российской Федерации, бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, а также соблюдения субъектом Российской Федерации федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется пропорционально за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. При этом объем обязательств Российской Федерации по финансированию расходов, связанных с предоставлением субсидий, определяется размером дотации, определенной в соответствии с Правилами.
В 2003 году из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в порядке межбюджетных отношений передана дотация на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 21 356 000 руб.
Факт предоставления субсидий и их размер лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Суд первой инстанции, проанализировав статью 15 Закона (в редакции Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ и от 06.05.2003), статью 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правила, учитывая определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, данные о суммах дотаций, переданных из федерального бюджета бюджету Республики Карелия, пришел к правомерному выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что денежные средства, предназначенные для реализации спорного Закона, из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в рассматриваемый период передавались в недостаточном размере.
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции. Всем доводам подателя жалобы дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Каких-либо нарушений судом норм процессуального права, повлекших за собой принятие неправильного судебного акта, либо норм материального права из материалов дела не усматривается.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2005 по делу N А26-6858/04-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2005 г. N А26-6858/04-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника