Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 мая 2005 г. N А56-45287/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Хохлова Д.В., при участии индивидуального предпринимателя Стреляева Владимира Филипповича (паспорт N 41 02 733129) и представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области Кононовой И.А. (доверенность от 01.04.2005 N 1813),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2005 по делу N А56-45287/04 (судья Королева Т.В.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Стреляева Владимира Филипповича (далее - Предприниматель) 1800 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2003 год, а также 108 руб. 90 коп. пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов.
Решением суда первой инстанции от 11.01.2005 в удовлетворении заявленного Управлением фонда требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить обжалуемое решение суда и принять по данному делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, по действующему законодательству обязанность уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере обусловлена наличием у физического лица статуса индивидуального предпринимателя. Факт осуществления (или неосуществления) индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности и (или) получения дохода, равно как получение таким лицом пенсии (в том числе за выслугу лет из федерального бюджета), не влияет на исполнение им обязанности по уплате названных обязательных платежей.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить принятое по данному делу решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Управления фонда поддержал доводы кассационной жалобы, а Предприниматель просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Стреляев Владимир Филиппович 29.04.1996 зарегистрирован Администрацией Выборгского района Ленинградской области в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ему выдано свидетельство от 29.04.1996 N 4615. После перерегистрации в 2004 году в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" Предпринимателем получено новое свидетельство.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 14 названного Закона на индивидуальных предпринимателей-страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Как указано в статье 28 Закона N 167-ФЗ, индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа - не позднее 31 декабря текущего года - установлен пунктом 4 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148.
В пунктах 2, 4 статьи 26 Закона N 167-ФЗ предусмотрены последствия нарушения установленного срока уплаты названных страховых платежей: при уплате страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроками ему начисляются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В связи с неуплатой Предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 Управление фонда направило ему требование от 16.04.2004 N 41. В требовании указано на необходимость уплаты в срок до 30.04.2004 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год в сумме 1800 руб., а также начисленных за нарушение срока уплаты страховых взносов за 2003 год пеней в сумме 108 руб. 90 коп.
Требование в установленный срок Предпринимателем не исполнено, поэтому Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требования, исходил из того, что Стреляеву Владимиру Филипповичу назначена пенсия за выслугу лет, выплачиваемая Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) выплата пенсий лицам, на которых распространяется действие названного закона, обеспечивается за счет средств федерального бюджета и финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу находится вне правоотношений системы обязательного пенсионного страхования, в связи с чем на Стреляева В.Ф. - военного пенсионера - не распространяется общий порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Кассационная инстанция считает этот вывод суда ошибочным, не основанным на нормах действующего законодательства.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 14 и статьей 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Из систематического толкования названных правовых норм следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода. Предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Поэтому он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в установленном законодательством размере, в данном случае - в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Освобождение индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов в связи с признанием его пенсионером законом не предусмотрено. Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Правильность такого вывода подтверждается положениями пунктов 4 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон N 166-ФЗ) пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом N 4468-1. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом право на одновременное получение двух пенсий имеет ограниченный круг лиц, нуждающихся в особой социальной защите.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." лица, указанные в этом законе, имея право на различные государственные пенсии, имеют право выбора одной из них.
Реализация права на пенсионное обеспечение военнослужащими, которые не относятся к гражданам, имеющим право на одновременное получение двух пенсии, может осуществляться по их выбору либо на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, либо на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При отказе бывшего военнослужащего от военной пенсии ему может быть назначена трудовая пенсия, в том числе и с учетом страховых взносов, поступивших на финансирование ее страховой и накопительной частей.
В статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и персонально целевым назначением их является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
При соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, индивидуальный предприниматель получает право на трудовую пенсию.
Тот факт, что в настоящее время Стреляев Владимир Филиппович выбрал пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации, не означает, что в будущем он не захочет воспользоваться правом на трудовую пенсию, которая заработана им как индивидуальным предпринимателем.
Учитывая изложенное и принимая во внимание отсутствие в материалах дела сведений об утрате Стреляевым Владимиром Филипповичем статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке, кассационная инстанция считает соответствующей законодательству позицию Управления фонда о наличии у индивидуального предпринимателя - военного пенсионера, обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в минимальном размере за 2003 год. Соответственно следует признать ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Стреляев Владимир Филиппович не обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, поскольку является пенсионером и уже получает ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации заработной платы на основании Закона N 4468-1.
Вместе с тем принятое судом решение об отказе в удовлетворении заявленных Управлением фонда требований не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим же Законом.
Названный закон не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, следовательно, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ (с учетом положений пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации") при неисполнении плательщиком требования об уплате задолженности заявление о ее взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования. Этот срок является пресекательным.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней учитывается совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании; шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Как указано в пункте 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В данном случае установленный статьей 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования об уплате страховых взносов за 2003 год, исчисляемый с 01.01.2004, истек 01.04.2004. Из материалов дела следует, что Управлением фонда требование об уплате задолженности по страховым взносам за 2003 год и соответствующей суммы пеней фактически направлено Предпринимателю 21.04.2004, дата его добровольного исполнения - 30.04.2004. Срок на обращение в арбитражный суд должен исчисляться с 10.04.2004, то есть по истечении 9 дней (предоставленных плательщику для добровольной уплаты задолженности в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 НК РФ срока на направление требования.
С заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2003 года и пеней Управление фонда обратилось в арбитражный суд 27.10.2004, то есть с пропуском совокупности сроков, установленных пунктом 1 статьи 70 и пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Учитывая изложенное, заявление Управления фонда не подлежало удовлетворению ввиду пропуска установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока на обращение в суд, который является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2005 по делу N А56-45287/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2005 г. N А56-45287/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника