Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 апреля 2005 г. N А13-12522/04-21
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Кузнецовой Н.Г., при участии от закрытого акционерного общества "Вологодский хлебокомбинат" Тереховой И.Н. (доверенность от 01.12.04 N 317), рассмотрев 28.04.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде на решение от 09.12.04 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 02.02.05 (судьи Хвостов Е.А., Маганова Т.В., Потеева А.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-12522/04-21,
установил:
Закрытое акционерное общество "Вологодский хлебокомбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Вологде; далее - инспекция) от 27.09.04 N 205 о привлечении общества к установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответственности за неуплату земельного налога за 2004 год.
Решением суда от 09.12.04 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2004 год, должен был применять ставку земельного налога, установленную решением Вологодской городской Думы от 19.06.03 N 632 "О внесении изменения в решение Вологодской городской Думы от 21.06.01 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы за землю" для девятой экономической зоны с применением повышающего коэффициента "1,1", а общество неосновательно, по мнению инспекции, применило ставку, установленную тем же законодательным актом для зоны П-3, с применением коэффициента "1,1".
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Как видно из материалов дела, общество для осуществления производственной деятельности пользуется на праве собственности земельным участком, расположенным в городе Вологде, по улице Самойло, 20 (земельным участком с кадастровым номером 35:24:03:05:008:0006, площадью 22082 кв. м). Земельный участок расположен в девятой зоне градостроительной ценности.
Общество представило в инспекцию декларацию по земельному налогу за 2004 год.
В результате проведения проверки представленной обществом декларации инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик допустил занижение налога на землю на сумму 422 428 руб. в связи с необоснованным применением ставки земельного налога, установленной для зоны П-3, в то время как следовало применить ставку, предусмотренную для девятой экономической зоны (по месту нахождения земельного участка). По результатам проверки налоговый орган принял решение от 27.09.04 N 205 о привлечении общества к установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности за неуплату земельного налога за 2004 год в виде 84 486 руб. штрафа, а также предложил налогоплательщику уплатить 422 428 руб. налога на землю и 7 499 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату этой суммы налога.
Общество с принятым инспекцией решением не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) собственники земли, землевладельцы, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона о плате за землю предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ).
Решением Вологодской городской Думы от 19.06.03 N 632 "О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 21.06.01 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы на землю" (далее - Решение Думы N 632) в экономическую зону П-3 выделены промышленные предприятия, осуществляющие производственную деятельность и расположенные на территории экономических зон города (за исключением зон и предприятий, указанных в пунктах 1, 2 Примечания). К ним относится, в частности, и закрытое акционерное общество "Вологодский хлебокомбинат" (в редакции до внесения изменений решением Вологодской городской думы от 24.06.04 N 93).
Указанным решением для экономической зоны П-3 установлена базовая ставка земельного налога в размере 8 руб./кв. м. Тем же решением установлена ставка для девятой экономической зоны города в размере 25,39 руб./кв. м. Приложение N 1 к Решению Думы N 632, где указаны данные ставки, введено в действие с 1 января 2004 года на основании пункта 3 данного решения.
Не оспаривая факты отнесения предприятия к промышленным и осуществление обществом производственной деятельности, инспекция полагает, что общество не должно было применять ставку, установленную органом местного самоуправления для зоны П-3, поскольку она установлена незаконно и применению не подлежит.
В решении инспекции указано, что обществу при исчислении земельного налога следовало применять ставку налога, соответствующую девятой экономической зоне, которая составляет 25,39 руб. с применением коэффициента "1,1" установленным на 2004 год Федеральным законом от 07.07.03 N 117-ФЗ.
Вместе с тем, Решением Думы от 19.06.03 N 632 установлены новые базовые ставки земельного налога по экономическим зонам города, подлежащие применению с 01.01.04.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.03 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно посчитал, что общество правомерно применило при расчете земельного налога за 2004 год ставку налога, установленную для экономической зоны П-3 решением Вологодской городской Думы от 19.06.03 N 632.
При таких обстоятельствах дела у налогового органа не было законных оснований для принятия решения от 27.09.04 N 205 о доначислении обществу земельного налога за 2004 год с начислением пеней и привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, за неуплату налога.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования представленных по делу доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.12.04 и постановление апелляционной инстанции от 02.02.05 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-12522/04-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2005 г. N А13-12522/04-21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника