Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 мая 2005 г. N А56-26721/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Зубаревой Н.А., Клириковой Т.В.,
при участии представителей:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу - Потапова А.В. (доверенность от 05.01.05 N 03-05-3/25к),
общества с ограниченной ответственностью "Теком-СПб" - Кравчука С.В. (доверенность от 20.07.04 N 10),
рассмотрев 12.05.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу на решение от 17.09.04 (судья Левченко Ю.П.) и постановление апелляционной инстанции от 03.02.05 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26721/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теком-СПб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу, далее - налоговая инспекция), которое выразилось в неначислении и невыплате процентов при возврате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с нарушением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество также просит обязать налоговый орган устранить допущенное нарушение и выплатить ему за счет средств федерального бюджета 83 711 руб. 29 коп.
Решением от 17.09.04 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Бездействие налоговой инспекции признано незаконным, не соответствующим пункту 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд обязал налоговый орган выплатить обществу 68 065 руб. 15 коп. процентов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 03.02.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что при подсчете количества дней просрочки должны быть исключены выходные и праздничные дни.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а также обратил внимание суда кассационной инстанции на то, что проценты за несвоевременный возврат НДС могут быть начислены только с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-42802/03. Представитель общества отклонил доводы кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС за апрель 2003 года по ставке 0%, комплект документов, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации и заявление о возврате 766 821 руб. рублей налога.
Решением от 15.08.03 N 10-04/1361 налоговая инспекция отказала Обществу в возмещении указанной суммы НДС.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.04, по делу N А56-42802/03 решение налоговой инспекции признано недействительным, на налоговую инспекцию возложена обязанность возместить путем зачета 135 613 руб. 99 коп. и возместить путем возврата из федерального бюджета 631 207 руб. 01 коп. рублей налога на добавленную стоимость за апрель 2003 года. На расчетный счет заявителя 631 207 руб. 01 коп. поступили 25.05.04.
Суд первой инстанции указал в решении, что с учетом порядка исчисления сроков, установленных статьей 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, проценты за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость должны быть начислены в сумме 68 065 руб. 15 коп.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы, предусмотренные статьей 171 названного Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 данного Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению. Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором указанного пункта, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Указанные проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Признание судом недействительным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении налогоплательщику налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить его путем возврата из бюджета или зачета, свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Поскольку в данном случае налоговая инспекция не вынесла в установленный срок законное и обоснованное решение, учитывая, что Общество имеет право на возврат налога, подлежащего возмещению, а также то, что Обществом соблюдены условия получения возврата суммы налога (подано заявление о возврате), то следует признать правомерным решение суда в части обязания налоговой инспекции принять решение о выплате Обществу процентов, начисленных в связи с несоблюдением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 631 207 руб. 01 коп.
Довод налоговой инспекции о том, что срок начисления процентов следует исчислять со дня вынесения постановления судом апелляционной инстанции, не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационной коллегией также отклоняется довод подателя жалобы о том, что "заявитель не доказал вину Инспекции за неисполнение обязанности уплаты процентов в выходные дни; был сделан расчет, при котором были взяты все дни без выяснения, какие являются рабочими, а какие нет". Налоговый орган в обоснование своей позиции ссылается на статью 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, в частности сроков, исчисляемых годами, кварталами, месяцами и неделями. Указанный порядок не может быть распространен на исчисление периода просрочки возврата налоговой инспекцией обществу НДС. При этом суд первой инстанции правомерно применил положения статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении сроков, установленных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации. В материалах дела имеются расчет периода просрочки, сделанный с учетом названный положений Налогового кодекса Российской Федерации (лист дела 29).
Таким образом, решение и постановление суда соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.09.04 и постановление апелляционной инстанции от 03.02.05 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-26721/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2005 г. N А56-26721/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника