Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 мая 2005 г. N А56-206/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 января 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Хохлова Д.В., при участии от Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Харченко Г.Г. (доверенность от 28.01.2005 N 05-15/01-701),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2005 по делу N A56-2Q6/2005 (судья Бурматова Г.Е.),
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Диксон" (далее - Общество) 1000 руб. штрафа за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за второй квартал 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 21.01.2005 в удовлетворении заявленного Отделением фонда требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Отделение фонда просит отменить решение суда и принять по данному делу новое решение о взыскании с Общества штрафа, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, процедура привлечения Общества к ответственности соответствует требованиям законодательства об обязательном социальном страховании.
Общество с ограниченной ответственностью "Диксон" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов, Отделение фонда провело проверку Общества по вопросу своевременности представления расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ за второй квартал 2004 года, в ходе которой выявлено, что в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) Общество в срок до 15.07.2004 не представило в Отделение фонда расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ.
По результатам проверки составлена докладная записка от 28.07.2004.
Решением Отделения фонда от 28.07.2004 N 431 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания 1000 руб. штрафа. Во исполнение решения от 28.07.2004 Обществу направлено требование от 28.07.2004 N 431 об уплате штрафа в срок 25.08.2004. Требование в установленный срок не исполнено, поэтому Отделение фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая фонду в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сослался на нарушение заявителем положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Суд признал, что обязанность представления отчетности связана с начислением страхователем страховых взносов и осуществлением страховых выплат, между тем, в принятом Отделением фонда решении не указаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к ответственности.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает такое решение суда ошибочным, а потому подлежащим отмене.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании" страхователь обязан представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
В абзаце втором пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ указано, что страхователи обязаны ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком. Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (Форма 4-ФСС РФ) на 2004 год утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.2003 N 130.
Как следует из статьи 3 Закона N 125-ФЗ, страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность юридических и физических лиц представлять в фонд отчетность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя, а не с начислением страховых взносов и осуществлением страховых выплат.
В материалах дела имеется страховое свидетельство от 23.01.2001, подтверждающее регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Диксон" в качестве страхователя в фонде. Следовательно, обязанность по представлению отчетности возникла у Общества с момента такой регистрации.
Согласно абзацам шестому и седьмому пункта 1 статьи 19 Закона N 125 нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 34.1 НК РФ, действующей в проверяемый период, страховщики (государственные внебюджетные фонды) пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, а страхователи наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленные статьей 21 НК РФ.
Общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности установлен в статье 101 НК РФ. Этот порядок Отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления контроля в любой предусмотренной статьей 82 Кодекса форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организацииналогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Нарушение должностным лицом требований статьи 101 НК РФ может явиться - как указано в пункте 6 статьи 101 НК РФ - основанием для отмены принятого им решения в судебном порядке. По смыслу этой нормы нарушение должностным лицом налогового органа (государственного внебюджетного фонда) требований статьи 101 НК РФ не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа (государственного внебюджетного органа) недействительным. Суд в таком случае оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
Общество имело возможность представить свои возражения по заявлению Отделения фонда и доказательства, их подтверждающие, непосредственно в судебное заседание. Страхователь в силу частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации мог реализовать свое право на судебное обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Между тем, Общество не представило ни в Отделение фонда, ни в суд объяснений по факту выявленного правонарушения или мотивированных возражений. Не реализовало Общество и предоставленное ему право на судебное обжалование решения либо действий (бездействия) Отделения фонда. При таких обстоятельствах допущенные Отделением фонда нарушения требований статьи 101 НК РФ, на которые сослался суд первой инстанции, не привели к нарушению законных интересов и прав страхователя.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции неправомерно отказано Отделению фонда во взыскании с Общества 1000 руб. штрафа за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за второй квартал 2004 года, а потому обжалуемое решение суда подлежит отмене, а требование Отделения фонда - удовлетворению.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 100 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (100 руб.) и кассационной инстанций (1000 руб.).
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд СевероЗападного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2005 по делу N А56-206/2005 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственность "Диксон", зарегистрированного Сланцевским территориальным отделением Ленинградской областной регистрационной палаты 15.02.1999 под N 33/00592 и расположенного по адресу: Ленинградская область, город Сланцы, улица Жуковского, дом 6 "б", в доход Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1000 руб. штрафа, а также в доход федерального бюджета 1 100 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2005 г. N А56-206/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника