Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 июня 2005 г. N А56-46848/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Бухарцева С.Н. и Кочеровой Л.И., при участии от Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Харченко Г.Г. (доверенность от 28.01.2005 N 05-15/01-701),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2004 (судья Бурматовой Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2005 (судьи Зайцева Е.К., Згурская М.Л., Шестакова М.А.) по делу N А56-46848/04,
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - Общество) 1000 руб. штрафа за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за второй квартал 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2004 в удовлетворении заявленного Отделением фонда требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2005 решение суда от 15.12.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение фонда просит отменить решение и постановление судов и принять по данному делу новое решение о взыскании указанной в заявлении суммы штрафа, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Отделением фонда соблюдена процедура привлечения Общества к ответственности по законодательству об обязательном социальном страховании.
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при осуществлении контрольных мероприятий Отделением фонда установлено, что в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) ООО "Каскад" не представило в Отделение фонда в срок до 15.07.2004 расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ за второй квартал 2004 года. По результатам проверки составлена докладная записка от 04.08.2004.
Решением Отделения фонда от 09.08.2004 N 466 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания 1000 руб. штрафа. Во исполнение решения от 09.08.2004 Обществу направлено требование от 09.08.2004 N 466 об уплате штрафа в срок 01.09.2004. Требование в установленный срок Обществом не исполнено, поэтому Отделение фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Отделению фонда во взыскании штрафа, сославшись на нарушение заявителем положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, судами указано на то, что обязанность страхователей представлять расчетную ведомость возникает лишь в случае начисления страхователем страховых взносов и осуществлением страховых выплат, между тем, в решении Отделения фонда отсутствуют сведения, подтверждающие наличие у Общества обязанности представлять спорный документ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятое судами решение ошибочным, а потому подлежащим отмене.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
В абзаце втором пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ указано, что страхователи обязаны ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком. Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (Форма 4-ФСС РФ) на 2004 год утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.2003 N 130.
Как следует из статьи 3 Закона N 125-ФЗ, страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность юридических и физических лиц представлять в фонд отчетность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя, а не с начислением страховых взносов и осуществлением страховых выплат.
В материалах дела имеется страховое свидетельство от 31.07.2003, подтверждающее регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Каскад" в качестве страхователя в фонде. Следовательно, обязанность по представлению отчетности возникла у Общества с момента такой регистрации.
Согласно абзацам шестому и седьмому пункта 1 статьи 19 Закона N 125 нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Учитывая изложенное, страховщики (государственные внебюджетные фонды) пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, а страхователи наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленными в статье 21 НК РФ.
Налоговый контроль осуществляется в формах, предусмотренных статьей 82 НК РФ, в том числе посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщика.
Общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности изложен в статье 101 НК РФ. Этот порядок Отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления контроля в любой из перечисленных в статье 82 НК РФ форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Из содержания статьи 101 НК РФ следует, что при выявлении налоговым органом факта совершения налогоплательщиком нарушения законодательства о налогах и сборах он должен быть уведомлен о выявленном правонарушении с предложением представить объяснения обстоятельств и причин совершения правонарушения. Это позволяет суду при рассмотрении требования о взыскании налоговой санкции сделать вывод о наличии правонарушения, за которое установлена ответственность, проверить наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих эту ответственность.
В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Нарушение должностным лицом требований статьи 101 НК РФ может явиться - как указано в пункте 6 статьи 101 НК РФ - основанием для отмены принятого им решения в судебном порядке. По смыслу этой нормы нарушение должностным лицом налогового органа (государственного внебюджетного фонда) требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа (государственного внебюджетного фонда) недействительным.
В то же время характер допущенных нарушений, их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом (государственным внебюджетным фондом) решения будет оцениваться судом при рассмотрении заявления о признании недействительным принятого налоговым органом (органом государственного внебюджетного фонда) решения либо заявления о взыскании санкций.
При рассмотрении данного дела в суде первой инстанции ответчик имел возможность представить свои возражения по заявлению Отделения фонда и доказательства, их подтверждающие, непосредственно в судебное заседание. Общество в силу частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации могло также реализовать свое право на судебное обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Между тем, Общество не представило ни в Отделение фонда, ни в суды первой и кассационной инстанции объяснения по факту выявленного правонарушения или мотивированные возражения против принятого решения. Не воспользовалось Общество и предоставленным ему правом на судебное обжалование решения либо действий (бездействия) Отделения фонда.
При таких обстоятельствах допущенные Отделением фонда нарушения требований статьи 101 НК РФ, на которые сослались суды первой и апелляционной инстанции, при доказанности факта совершения Обществом правонарушения, не привели к нарушению его законных прав и интересов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что принятые судами по делу решение и постановление об отказе во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Каскад" 1000 руб. штрафа за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за второй квартал 2004 подлежат отмене, а требования Отделения фонда о взыскании названного штрафа - удовлетворению.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 150 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (100 руб.), апелляционной (50 руб.) и кассационной инстанций (1000 руб.).
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2005 по делу N А56-46848/04 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственность "Каскад", зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области 22.07.2003 под N 000358858 и расположенного по адресу: Ленинградская область, город Тихвин, 3-й микрорайон, дом 2/3, в доход Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1000 руб. штрафа, а также в доход федерального бюджета 1 150 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Л.И.Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2005 г. N А56-46848/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника