Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2005 г. N А66-9814/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А., при участии от ОАО "Тверской завод вискозных нитей" Черновой Н.И. (доверенность от 01.12.2004 N 330) и Смирновой Н.Н. (доверенность от 11.01.2005), от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области Арсеньевой М.А. (доверенность от 01.02.2005 N 22),
рассмотрев 30.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области на решение от 10.12.2004 (судья Ильина В.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 (судьи Бажан О.М., Белов О.В., Рощина С.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-9814/2004,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверской завод вискозных нитей" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - инспекция) от 12.08.2004 N 3706 о проведении зачета на сумму 151 624 руб.
Кассационной инстанцией в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией налоговых органов произведена замена Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области.
Решением суда от 10.12.2004 заявление общества удовлетворено полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В обоснование жалобы инспекция указывает на приоритет Налогового кодекса Российской Федерации перед законодательством о банкротстве.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за март 2004 года.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку обоснованности применения обществом налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по названной декларации.
По результатам проверки инспекция составила мотивированное заключение от 19.07.2004 N 21-09/6399, которым отказала обществу в возмещении 1 214 731 руб. НДС и возместила 641 465 руб. налога.
Общество 04.08.2004 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате 641 465 руб. НДС на его расчетный счет.
Налоговый орган уведомлением от 12.08.2004 N 3706 известил налогоплательщика, что "на основании статьи 78 НК РФ обществу произведен зачет переплаты 151 624 руб. в счет недоимки" по текущим платежам за июль 2004 года.
Общество не согласилось с решением инспекции и оспорило его в арбитражный суд, поскольку решением Арбитражного суда Тверской области от 28.05.2004 N А66-3286-04 налогоплательщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Проведенный инспекцией зачет нарушает положения статей 134 и 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет возникшей после конкурсного производства, возможно только в рамках процедуры банкротства.
Судебные инстанции удовлетворили требования общества, и кассационная инстанция считает решение правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 названного Федерального закона;
расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено этим законом;
задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
Согласно статье 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 указанного Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Пунктом 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также установлено, что требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном этой статьей.
Из положений названных норм следует, что налоговый орган в период открытия конкурсного производства не вправе производить зачет НДС, подлежащего возмещению по экспортированным товарам, в счет погашения недоимки по текущим платежам по НДС, возникшим в период конкурсного производства.
При указанных обстоятельствах суды правильно применили нормы материального права и основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2005 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-9814/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2005 г. N А66-9814/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника