Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2005 г. N А13-10756/03-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А., при участии от ООО "Северпромлес" Максимова Ю.В. (доверенность от 01.12.2003), от Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Кореповой Г.Н. (доверенность от 28.12.2004 N 34),
рассмотрев 30.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Северпромлес" на решение от 26.11.2004 (судья Ралько О.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2005 (судьи Ковшикова О.С., Чельцова Н.С., Потеева А.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10756/03-26,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северпромлес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодской области (далее - управление) от 30.10.2003 N 16-06/24 и требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - инспекция) от 13.11.2003 N 16-10/115/53573 об уплате налога.
Кассационной инстанцией в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией налоговых органов произведена замена Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодской области на Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области.
Решением суда от 26.11.2004 признаны не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) решение управления от 30.10.2003 N 16-06/24 и требование инспекции от 13.11.2003 N 16-10/115/53573 в части доначисления и предложения уплатить обществу 40 851,39 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и соответствующие пени. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.01.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - статей 169, 171 НК РФ и неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, управление провело повторную выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления НДС за период с 01.07.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 27.09.2002 N 194.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, представленных на акт проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган вынес решение от 30.10.2003 N 16-06/24 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Названным решением налогоплательщику доначислено и предложено уплатить 1 473 200 руб. НДС и 512 360 руб. пеней.
На основании решения управления инспекция направила обществу требование от 13.11.2003 N 16-10/115/53573 об уплате доначисленных сумм налога и пеней.
При проверке установлено неправомерное предъявление обществом к вычету НДС по товарам, приобретенным у ООО "Геонид", за апрель 2001 года в сумме 22 752,8 руб., за май 2001 года - 44 393,8 руб., за июнь 2001 года - 18 333,33 руб., за июль 2001 года - 68 960,01 руб., за август 2001 года - 33 333,33 руб., за сентябрь 2001 года - 104 610,08 руб., всего - в сумме 292 383,35 руб. В обоснование отказа в принятии к вычету НДС управление указало, что общество зарегистрировано по утерянному паспорту, счета-фактуры, представленные налогоплательщиком, оформлены с нарушением требований, предусмотренных статьей 169 НК РФ; отсутствуют доказательства оплаты счетов-фактур, а также документы, свидетельствующие о фактической доставке приобретенного товара.
Проверкой также установлено неправомерное предъявление обществом к вычету НДС по товарам, приобретенным у ООО "Лэстман", за 3-й квартал 2000 года в сумме 100 000,01 руб., за 4-й квартал 2000 года - 275 000 руб., за январь 2001 года - 40 472,67 руб., за февраль 2001 года - 146 666,66 руб., за март 2001 года - 45 493,99 руб., за апрель 2001 года - 16 666, 67 руб., за май 2001 года - 180 333, 32 руб., за июнь 2001 года - 16 666,67 руб., за июль 2001 года - 48 539,99 руб., а всего в размере 869 839,98 руб. В качестве основания отказа в принятии к вычету названной суммы НДС налоговый орган указал, что ООО "Лэстман" зарегистрировано по утерянному паспорту; указанный в качестве руководителя ООО "Лэстман" Мишин А.А. таковым не является; счета-фактуры, представленные налогоплательщиком, оформлены с нарушением требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС" и статьей 169 НК РФ; отсутствуют доказательства оплаты счетов-фактур, документы свидетельствующие о фактической доставке приобретенного товара.
При проверке также установлено неправомерное предъявление обществом в декабре 2001 года налогового вычета в сумме 53 720,22 руб. по товарам, приобретенным у ООО "Готлэнс", поскольку не возможно установить местонахождение названного юридического лица, счета-фактуры, представленные обществом, оформлены с нарушением положений статьи 169 НК РФ, отсутствуют доказательства оплаты счетов-фактур, документы, свидетельствующие о фактической доставке приобретенной продукции.
Управление также посчитало неправомерным предъявление обществом к вычету НДС по товарам, приобретенным у ООО "Роленд", за 4-й квартал 2000 года в сумме 88 901,67 руб., за январь 2001 года - 33 333,33 руб., за февраль 2001 года - 57 499,99 руб., за май 2001 года - 9 499,99 руб., за июнь 2001 года - 11 477,17 руб., за июль 2001 года - 1 666,67 руб., за сентябрь 2001 года - 10 761,57 руб., всего - 213 140,39 руб. В обоснование отказа в принятии к вычету НДС налоговый орган указал на то, что невозможно установить местонахождение данного общества, счета-фактуры, представленные заявителем, оформлены с нарушением статьи 169 НК РФ и требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС"; отсутствуют доказательства оплаты счетов-фактур, документы, свидетельствующие о фактической доставке приобретенного товара.
Управление также признало неправомерным предъявление к вычету за 3-й квартал 2000 года 44 170 руб. НДС по товарам, приобретенным у ООО "Бакстер", поскольку это юридическое лицо не значится в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков города Москвы. Установить местонахождение этого лица невозможно; счета-фактуры оформлены с нарушением требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС"; отсутствуют доказательства оплаты счетов-фактур, документы свидетельствующие о фактической доставке приобретенного товара.
Налогоплательщик не согласился с решением инспекции и оспорил его в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление общества частично, и кассационная инстанция считает судебные акты правильными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
В силу пункта 6 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" плательщики НДС по реализуемым товарам (работам, услугам), облагаемым этим налогом или освобождаемым от него, оформляют счета-фактуры, ведут журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 (далее - Порядка), счета - фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьей 173 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2001, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ вычеты.
По пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 этой статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ дан перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в счет-фактуре.
Из приведенных норм следует, что для предъявления НДС к вычету необходимо: фактическое приобретение товара, предъявление налога поставщиком к уплате покупателем в составе цены товара, фактическая уплата налога поставщику, наличие счетов-фактур, соответствующих требованиям действующего законодательства, принятие товаров к учету, наличие соответствующих первичных документов. Счет-фактура, не соответствующая требованиям действующего законодательства, не является основанием для применения налогоплательщиком права на вычет.
Обязанность доказывания правомерности применения вычетов возлагается при этом на налогоплательщика.
Согласно пункту 4 Порядка счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации (предприятия). При необходимости счет-фактура может быть подписан иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации (предприятию).
В силу пункта 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации, заверяется печатью организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Как установлено судебными инстанциями, на основании заключения эксперта счета-фактуры, выставленные ООО "Геонид", подписаны от имени руководителя общества Бариновым П.В., от имени главного бухгалтера - Серафимовой Е.Н. Подписи названных лиц являются электрофотографическими копиями, выполненными с одного и того же факсимиле подписи названных лиц при условии изготовления факсимиле с матрицы в единственном экземпляре.
Подписи от имени руководителя Мишина А.А. и от имени главного бухгалтера в счетах-фактурах, выставленных ООО "Лэстман", подписи от имени генерального директора Погодина Г.В. и от имени главного бухгалтера в счетах-фактурах, выставленных ООО "Готлэнс", подписи от имени руководителя Васюковой Т.Ю. и от имени главного бухгалтера в счетах-фактурах, выставленных ООО "Роленд", являются электрофотографическими копиями, выполненными с одного и того же факсимиле подписи названных лиц при условии изготовления факсимиле с матрицы в единственном экземпляре.
В счете-фактуре от 31.07.2000 N 93/8, выставленном ООО "Бакстер", отсутствует подпись лица, ответственного за отпуск товаров.
В счетах-фактурах, выставленных названными юридическими лицами заявителю, адрес заявителя не соответствует юридическому адресу, указанному в уставе общества. Доказательств осуществления деятельности по адресу: г.Вологда, ул.Маяковского, д.49, общество не представило.
В подтверждение оплаты товаров ООО "Геонид", ООО "Лэстман", ООО "Готлэнс", ООО "Роленд" и ООО "Бакстер" заявителем представлены квитанции к приходным кассовым ордерам, соглашения о проведении зачетов взаимной задолженности между обществом и названными поставщиками, письма.
Как указано в оспариваемом решении и подтверждено судебными инстанциями, квитанции к приходным кассовым ордерам составлены с нарушением положений статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-фз "О бухгалтерском учете" и постановления Госкомстата Российской Федерации от 18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Подписи от имени главных бухгалтеров ООО "Геонид", ООО "Лэстман", ООО Готлэнс" и ООО "Роленд" в квитанциях являются электрофотографическими копиями, выполненными с одного и того же факсимиле подписи от имени названных лиц при условии изготовления факсимиле с матрицы в единственном экземпляре.
В представленных документах отсутствуют порядковые номера.
На ряде квитанций, писем, актов сверки, соглашениях о проведении зачета взаимной задолженности подписи руководителей выполнены с помощью факсимиле, однако условиями договоров возможность использования факсимиле не установлена.
Из представленных в подтверждение оплаты товара ООО "Бакстер" платежных поручений нельзя сделать вывод о том, что оплата произведена по счетам-фактурам выставленным лицом.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные сторонами доказательства, пришли к выводу о том, что заявителем не подтверждены факты уплаты НДС поставщикам - ООО "Геонид", ООО "Лэстман", ООО Готлэнс", ООО "Роленд" и ООО "Бакстер".
Судебные инстанции, оценив представленные обществом в подтверждение фактов передачи-получения товаров от поставщиков товарные накладные названных лиц, признали эти документы не надлежащими доказательствами - в них отсутствуют необходимые сведения о том, каким образом производится поставка продукции, если учесть, что заявитель и поставщики находятся в разных городах, а объем продукции большой. Таким образом, общество не подтвердило фактическую доставку товаров от поставщиков.
Судебные инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришли к выводу, что в данном случае имеют место согласованные действия заявителя и поставщиков, свидетельствующие о фиктивности совершенных сделок, а все операции по купле-продаже производились лишь путем составления документов, в связи с чем у общества отсутствует право на применение вычетов по НДС, а оспариваемое решение управления и требование инспекции являются законными и обоснованными, за исключением доначисления 40 851,39 руб. НДС и соответствующих пеней (признано управлением).
У кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам изложенным в апелляционной жалобе.
При указанных обстоятельствах суды правильно применили нормы материального права и основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10756/03-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу - ООО "Северпромлес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2005 г. N А13-10756/03-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника