Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 мая 2005 г. N А44-9764/04-С12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Чертилиной З.А.,
рассмотрев 24.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.01.2005 по делу N А44-9764/04-С12 (судья Чепрасов А.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лэнд" (далее - ООО "Лэнд") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к военному комиссариату Новгородской области и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) о взыскании 111 364 руб. в возмещение расходов по изготовлению и установке надгробных памятников на могилы погибших военнослужащих.
Решением от 19.01.2005 исковые требования ООО "Лэнд" удовлетворены полностью путем взыскания 111 364 руб. с военного комиссариата Новгородской области. В иске к Минобороны РФ отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе военный комиссариат Новгородской области просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права и в иске отказать.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Ивановой Ларисой Николаевной, Бурковым Виктором Ивановичем, Шокиной Антониной Григорьевной, Пеньковым Сергеем Васильевичем, Чистяковой Верой Ивановной, Хрушиной Галиной Михайловной, Семашкиной Людмилой Павловной, Седышкиной Марией Михайловной, Кадетовой Светланой Ивановной, Белоусовым Михаилом Викторовичем, Гримайло Ниной Федоровной и ООО "Лэнд" с 13.07.2004 по 20.09.2004 заключены договоры на изготовление и установку надгробных памятников, в соответствии с которыми истец обязался изготовить, доставить и установить, а заказчики - принять надгробные памятники умершим ветеранам войны и военнослужащим. Согласно пункту 2.2.3 договора заказчик, имеющий право на льготы, доверяет исполнителю право получения (истребования) денежных средств в размере, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 721, от Минобороны РФ для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой памятника на месте погребения умершего (погибшего).
Считая свои обязанности по договорам исполненными, на основании пункта 2.2.3 договора ООО "Лэнд" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" оплата расходов на изготовление и установку надгробий умершим (погибшим) военнослужащим, участникам войны производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умершие (погибшие) проходили военную службу (военные сборы, службу). Оплата указанных расходов является государственной социальной гарантией, и ее реализация в отношении умерших (погибших) военнослужащих возлагается в соответствии с пунктом 10 статьи 14 Федерального закона "Об обороне" на Минобороны РФ. Порядок изготовления и установки надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим, оплаты работ по их изготовлению и установке Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" не установлен.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 51) на Минобороны РФ возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение указанного постановления Минобороны РФ приказом от 05.11.2000 N 500 утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа от 22.12.2002 N 490).
Согласно пункту 41 названной Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.
Этой же нормой устанавливается перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру) или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника.
После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.
Контроль за выполнением приказа Минобороны РФ N 500 возложен на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 приказа), в связи с чем Генеральным штабом даны письменные указания от 27.01.2003 N 315/11/420 о порядке ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников. Из указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации следует, что обобщенный список-заказ на погибших (умерших) граждан, которым изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники за счет средств Минобороны РФ, представляется в организацию, осуществляющую работы в соответствии с заключенным с Минобороны РФ договором на изготовление и установку надгробных памятников. Право на заключение от имени Минобороны РФ договоров с организациями на оказание услуг по изготовлению и установке памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества предоставлено начальнику Генерального штаба, решение о возмещении родственнику либо лицу, взявшему на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего) и оплатившему стоимость изготовления надгробного памятника (в пределах установленных норм), принимается военным комиссаром субъекта Российской Федерации (разъяснение Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ от 10.07.2003 N 180/4/4-1066).
Учитывая вышеизложенное, оплата расходов на изготовление и установку памятников (возмещение расходов) носит компенсационный характер, правом на получение указанной льготы обладают родственники погибших (умерших) или лица, взявшие на себя обязанность по увековечению памяти умершего (погибшего), являющиеся заказчиками на изготовление и установку надгробных памятников и оплатившие их стоимость изготовления.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеуказанные договоры являются договорами смешанного типа, то есть содержащими элементы договора бытового подряда и договора уступки права требования.
При этом суд не учел, что право требования возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробных памятников, должно было возникнуть только после выполнения истцом работ по договору и оплаты заказчиком их стоимости, а не в момент его заключения, в связи с чем условие, содержащееся в пункте 2.2.3, не может быть признано соглашением об уступке прав кредитора, соответствующим требованиям статей 382-390 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего изучения имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, обжалуемое решение подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.01.2005 по делу N А44-9764/04-С12 отменить.
В иске обществу с ограниченной ответственностью "Лэнд" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лэнд" государственную пошлину по кассационной жалобе в доход федерального бюджета в размере 1000 руб.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2005 г. N А44-9764/04-С12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника