Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 июня 2005 г. N А52-7779/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Дмитриева В.В. и Троицкой Н.В.,
рассмотрев 06.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 31.01.05 по делу N А52-7779/2004/2 (судья Разливанова Т.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковвтормет" (далее - общество, ОАО "Псковвтормет") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области; далее - инспекция, налоговая инспекция), выразившееся в неначислении процентов по пункту 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость за апрель 2004 года, и об обязании инспекции принять решение о выплате обществу 117 699 руб. процентов за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость за указанный период.
Решением суда от 31.01.05 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что в удовлетворении заявленных обществом требований следует отказать, поскольку "признание решения недействительным не говорит о нарушении срока его вынесения или вручения". Кроме того, "последним абзацем пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено лишь начисление процентов, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, но ничего не говориться о том, что именно налоговый орган должен произвести начисление этих процентов или принять решение об их выплате".
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Псковвтормет" 20.05.04 представило в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2004 года, заявив к возмещению 6 135 722 руб. налога на добавленную стоимость (листы дела 12-25). Вместе с декларацией в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов общество направило в налоговую инспекцию документы, перечисленные в пункте 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (листы дела 9-10). Заявление о возврате на расчетный счет общества 6 135 722 руб. налога на добавленную стоимость, оформленное письмом от 20.05.04 N Б-19 представлено ОАО "Псковвтормет" в налоговую инспекцию 21.05.04 (лист дела 11).
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка документов, представленных заявителем, по итогам которой вынесено решение от 20.08.04 N 18-07/1946ДСП об отказе обществу в возмещении 3 256 841 руб. налога на добавленную стоимость (листы дела 6-8). Решением Арбитражного суда Псковской области от 11.10.04 по делу N А52-4907/2004/2, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.12.04, пункт 1 решения инспекции от 20.08.04 N 18-07/1946ДСП признан недействительным как вынесенный в нарушение статей 165, 176 Налогового кодекса Российской Федерации (листы дела 28-33). Кроме того, указанным решением суд обязал налоговый орган возместить ОАО "Псковвтормет" 3 256 841 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2004 года.
Платежным поручением от 24.12.04 N 58 обществу возвращен налог на добавленную стоимость в сумме 3 256 841 руб. без начисления на сумму налога процентов (лист дела 26). В связи с тем, что налоговой инспекцией нарушены сроки возврата налога на добавленную стоимость, установленные статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, и, полагая, что бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о начислении процентов за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и сроки возмещения налога на добавленную стоимость в форме зачета или возврата, в том числе по товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов.
В соответствии с названным пунктом возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, предусмотренной пунктом 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, и документов в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврате соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Если налоговым органом принято решение об отказе в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения этого решения. В случае если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решения об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней. Возврат осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа о возврате налога налогоплательщику, которое принимается налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Из анализа статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что проценты на суммы налога, подлежащие возмещению, начисляются только в случае нарушения налоговым органом совокупности сроков возврата налога при наличии письменного заявления налогоплательщика.
В данном случае заявление представлено обществом в налоговую инспекцию 21.05.04, денежные средства фактически возвращены 24.12.04 платежным поручением N 58. Общество правомерно исчислило проценты за период с 11.09.04 по 23.12.04. Указанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела и не оспариваются налоговой инспекцией. Таким образом, поскольку сумма налога возвращена обществу с пропуском совокупности сроков, установленных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, и без начисления процентов, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие налоговой инспекции и обязал ее устранить допущенное нарушение прав заявителя путем начисления процентов.
В кассационной жалобе налоговая инспекция повторяет доводы, уже приведенные ей при рассмотрении дела судом первой инстанции. Данные доводы правомерно отклонены судом. В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 32 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, вынесение налоговым органом незаконного решения об отказе в возвещении налога должно рассматриваться как не вынесение решения в установленный срок. Несвоевременный возврат налогоплательщику денежных средств из бюджета, который является следствием такого решения, компенсируется выплатой ему процентов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 31.01.05 по делу N А52-7779/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А.Корпусова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2005 г. N А52-7779/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника