Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июня 2005 г. N А56-18559/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Троицкой Н.В., Шевченко А.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу Якимович И.К. (доверенность от 18.04.2005 N 03-09/2260), от компании "Сканска Констракшн Кампани Лимитед" Баскина Д.А. (доверенность от 29.03.2004 N 01-04),
рассмотрев 28.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу на решение от 23.09.2004 (судья Глазков Е.Г.) и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2005 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) по делу N А56-18559/2004,
установил:
Компания "Сканска Констракшн Кампани Лимитед" (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу, преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), выразившееся в не начислении процентов в сумме 1 494 001 руб. за нарушение сроков возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также непринятия решения о начислении процентов и не направления решения в органы федерального казначейства.
Решением суда от 23.08.2004 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия налогового органа, выразившееся в не начислении процентов в сумме 1 353 808,77 руб. за нарушение сроков возмещения НДС и не направлении соответствующего решения в органы федерального казначейства, в остальной части заявленные требования отклонены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2005 решение изменено, резолютивная часть дополнена абзацем следующего содержания: "Обязать МИМНС N 4 по СПб устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кампани "Сканска Констракшн Компании Лимитед" путем начисления процентов в размере 1 353 804,77 руб. на сумму несвоевременно возвращенного НДС в размере 8 294 243 руб. в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и отказать компании в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, факт нарушения срока возврата спорных сумм НДС отсутствует, поскольку налоговым органом решение об отказе принято в установленный срок.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, в представитель компании их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что решением арбитражного суда от 09.06.2003 по делу N А56-13499/03, вступившим в законную силу, признано недействительным решение инспекции от 24.01.2003 N 01-51/1 в части отказа компании в возмещении из бюджета 8 284 243 руб. НДС. Суд обязал возместить из бюджета спорную сумму НДС.
Судом установлено и это по существу налоговым органом не оспаривается, что фактическое перечисление сумм НДС заявителю произведено 13.02.2004. Кроме того, в мае-июле 2003 налоговым органом зачтено по НДС 2 623 053 руб. Компания обратилась в инспекцию с заявлением от 29.03.2004 о начислении на основании статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на сумму несвоевременного возвращенного НДС процентов. Налоговым органом данное письмо оставлено без ответа и удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Эти проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Признание судом недействительным решения налогового органа об отказе (полностью или частично) в возмещении налогоплательщику налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
С учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах следует сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ имеется в виду только законное и обоснованное решение налогового органа.
Если же вынесенное инспекцией решение признано судом недействительным, это означает, что налоговый орган в установленный срок не вынес законное решение, которое должно быть принято - в данном случае решение о возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.
Поскольку последствием вынесения налоговым органом незаконного решения является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию потерь в виде процентов.
Следовательно, вывод суда о том, что на своевременно не возвращенную сумму налога инспекцией должны быть начислены и выплачены за счет средств бюджета проценты, является законным и обоснованным.
Поскольку возврат компании из бюджета 8 294 243 руб. НДС произведено только 13.02.2004 и без начисления процентов, суд правомерно признал незаконным бездействие инспекции, выразившееся в неначислении предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ процентов на данную сумму, и в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал инспекцию произвести выплату компании из средств бюджета 1 353 804,77 руб. процентов, начисленных в соответствии с требованиями статьи 6.1 и пункта 4 статьи 176 НК РФ. По размеру начисленных процентов у налогового органа нет возражений. Налоговый орган также не ссылается, что компанией в подтверждение обоснованности возмещения из бюджета спорной суммы НДС при разрешении спора по делу N А56-13499/03 в суд были представлены в суд какие-либо дополнительные документы, в отличие ранее представленных в инспекцию.
Таким образом, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования представленных по делу доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены судебных актов не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2005 по делу N А56-18559/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2005 г. N А56-18559/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника