Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 08 июля 2005 г. N А56-6071/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 марта 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В.,
при участии от государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Введенского А.Е. (доверенность от 02.04.04 N 00-13/01-2816),
рассмотрев 05.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.05 (судья Исаева И.А.) по делу N А56-6071/2005,
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Союз-Транзит" (далее - общество) 1 000 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" (далее - Закон N 25-ФЗ), за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 9 месяцев 2004 года.
Решением от 09.03.05 суд отказал в удовлетворении требования заявителя.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе отделение ФСС, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, отделением ФСС проведена камеральная проверка своевременности представления обществом расчетной ведомости по средствам социального страхования за 9 месяцев 2004 года. В ходе проверки установлено, что ответчик не представил в установленный законом срок расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ) за 9 месяцев 2004 года. На основании результатов проверки отделением ФСС принято решение от 10.11.04 N 638, которым общество привлечено к ответственности в виде взыскания 1 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 20 Закона N 25-ФЗ и пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ. На основании указанного решения ответчику выставлено требование от 10.11.04 N 658 об уплате штрафной санкции с указанием срока для добровольной уплаты - до 17.12.04. Поскольку в установленный срок требование об уплате штрафа обществом не исполнено, отделение ФСС обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком (абзац введен Федеральным законом от 22.04.03 N 47-ФЗ). Страхователь и его должностные лица несут установленную ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.
В соответствии со статьей 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечить сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
В силу статьи 19 Закона N 125-ФЗ нарушение срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб., а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере 5 000 руб.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.03 N 130 утверждена форма расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ), подлежащая применению в 2004 году.
Юридическое лицо становится страхователем с момента его регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации и, следовательно, оно обязано в соответствии с вышеназванными нормами в установленные законом сроки представлять страховщику отчетность. Факт непредставления отчетности установлен отделением ФСС решением от 10.11.04 N 638.
Судом отказано заявителю в удовлетворении требований в связи с несоблюдением отделением ФСС процедуры привлечения общества к ответственности.
В соответствии со статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 названного Кодекса.
Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации, для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, и в порядке, установленном главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение ФСС обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" "По смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в пункте 3 статьи 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса".
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 также разъяснено, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение ФСС) извещает налогоплательщика заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (объединением) возражений по акту проверки. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что решение отделения ФСС о привлечении общества к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено без извещения последнего о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном правонарушении, что, по мнению суда, в данном случае лишило ответчика возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 НК РФ. Вывод суда о том, что нарушение отделением ФСС установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка производства по делу о налоговом правонарушении (в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 НК РФ) привело к ущемлению прав и законных интересов общества, не основан на материалах дела - доказательства нарушения прав плательщика решением от 10.11.04 N 638 отсутствуют.
Налогоплательщик имел возможность представить свои возражения по заявлению отделения ФСС и доказательства, их обосновывающие, непосредственно в судебном заседании, однако представитель общества в судебное заседание не явился и последнее не воспользовалось таким правом. В материалах дела отсутствуют доказательства того, каким образом нарушение отделением ФСС требований статьи 101 НК РФ повлияло на законные интересы общества при установленном факте правонарушения. Поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований отделения ФСС о взыскании штрафа за непредставление расчетной ведомости.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, требования отделения ФСС о взыскании с общества 1 000 руб. штрафа - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в первой и кассационной инстанциях - 1 050 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.05 по делу N А56-6071/2005 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Союз-Транзит" (ИНН 4703007567, зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области от 11.03.03 N 1034700562918 по адресу: 188679, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок имени Морозова, улица Мира, дом 10) в доход бюджета государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1 000 руб. штрафа и государственную пошлину в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в первой и кассационной инстанциях - 1 050 рублей.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2005 г. N А56-6071/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника