Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2005 г. N А42-8660/03-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., Троицкой Н.В., Шевченко А.В., рассмотрев 21.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2005 по делу N А42-8660/03-16 (судьи Зайцева Е.К., Згурская М.Л., Шестакова М.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области, правопреемником которой в настоящее время является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о замене на стадии исполнения решения суда должника - Федеральное государственное унитарное предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения" (далее - ФГУП "ОЖД МПС РФ") в лице станции Мурманск - структурного подразделения Мурманского отделения ФГУП "ОЖД МПС РФ" МПС РФ" на его правопреемника - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество).
Определением суда от 24.11.2004 заявление инспекции удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 18.03.2005 определение суда отменено, инспекции отказано в удовлетворении заявленного ходатайства.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит постановление отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, ее заявление правомерно, поскольку в настоящее время ФГУП "ОЖД МПС РФ" реорганизовано и является филиалом ОАО "РЖД". Таким образом, ОАО "РЖД" является правопреемником ФГУП "ОЖД МПС РФ".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ФГУП "ОЖД МПС РФ" в лице станции Мурманск - структурного подразделения Мурманского отделения ФГУП "ОЖД МПС РФ" представило в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2003 года.
Инспекцией проведена камеральная проверка указанной декларации, в ходе которой установлен факт ее несвоевременного представления. При сроке подачи 28.04.2003, фактически декларация была представлена в инспекцию 08.05.2003.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 07.08.2003 N 1181 о привлечении ФГУП "ОЖД МПС РФ" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление в налоговый орган декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2003 года.
Поскольку требование инспекции от 15.08.2003 N 15391 к об уплате налоговой санкции в срок до 25.08.2003 ФГУП "ОЖД МПС РФ" добровольно не исполнило, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Решением суда от 09.12.2003 заявленные требования удовлетворены.
28.05.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности ФГУП "ОЖД МПС РФ", имущественный комплекс которого внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", в связи с чем инспекция в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилась в арбитражный суд с ходатайством о замене на стадии исполнительного производства ФГУП "ОЖД МПС РФ" на его правопреемника - ОАО "РЖД" и выдаче нового исполнительного листа.
Определением от 24.11.2004 ходатайство удовлетворено, налоговому органу выдан новый исполнительный лист.
Удовлетворяя ходатайство инспекции о замене должника на его правопреемника, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку налоговые санкции были наложены на юридическое лицо ФГУП "ОЖД МПС РФ" до завершения его реорганизации, то в соответствии с положениями пункта 2 статьи 50 НК РФ, обязанность по их уплате возлагается на правопреемника реорганизованного юридического лица.
Апелляционный суд, отменяя определение суда первой инстанции, указал на то обстоятельство, что в судебном порядке ФГУП "ОЖД МПС РФ" привлечено к налоговой ответственности решением суда от 09.12.2003, то есть после утверждения передаточного акта, и соответственно, именно ФГУП "ОЖД МПС РФ" несет ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законом срок.
Между тем апелляционный суд не учел следующее.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 названного Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ), ОАО "РЖД" - единый хозяйствующий субъект, созданный в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 4 названного Закона уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Кроме того, статьей 9.3 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) установлено, что правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой НК РФ, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
В соответствии с Законом N 29-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено ОАО "РЖД" и утвержден его устав, согласно которому Октябрьская железная дорога является филиалом ОАО "РЖД".
Созданное юридическое лицо 23.09.03 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 77 N 007105126.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Свидетельством Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.05.04 подтверждается, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФГУП "ОЖД МПС РФ", имущественный комплекс которого внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Из приведенных положений законов и нормативных актов исполнительных органов следует, что при образовании ОАО "РЖД" использован особый способ приватизации имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта, в результате чего оно является универсальным правопреемником прав и обязанностей реорганизованного ФГУП "ОЖД МПС РФ".
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником.
Решение о привлечении ФГУП "ОЖД МПС РФ" к налоговой ответственности принято налоговым органом 07.08.2003. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ФГУП "ОЖД МПС РФ" выдано 28.05.2004. ОАО "РЖД" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003. Таким образом, решение о привлечении к налоговой ответственности принято налоговой инспекцией до завершения реорганизации ФГУП "ОЖД МПС РФ", следовательно, на правопреемника - ОАО "РЖД" - возлагается обязанность по уплате суммы штрафа, наложенного на реорганизованное ФГУП "ОЖД МПС РФ".
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно произвел замену стороны по делу на ее процессуального правопреемника.
Таким образом, у апелляционного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения жалобы ОАО "РЖД" и отмены определения суда первой инстанции по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.03.2005 по делу N А42-8660/03-16 отменить.
Оставить в силе определение суда первой инстанции от 24.11.2004 по тому же делу.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2005 г. N А42-8660/03-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника