Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 июня 2005 г. N А42-3456/04-16
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2006 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., Троицкой Н.В., Шевченко А.В., рассмотрев 21.06.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2005 по делу N А42-3456/04-16 (судьи Зайцева Е.К., Згурская М.Л., Шестакова М.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области, правопреемником которой в настоящее время является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о замене на стадии исполнения решения суда должника - Федеральное государственное унитарное предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения" (далее - ФГУП "ОЖД МПС РФ") в лице отдела материально-технического снабжения - структурного подразделения Мурманского отделения ФГУП "ОЖД МПС РФ" МПС РФ" на его правопреемника - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Определением от 24.11.2004 заявление инспекции удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 18.03.2005 определение суда отменено, инспекции отказано в удовлетворении заявленного ходатайства.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит постановление суда отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, заявленные им требования являются правомерными, поскольку в настоящее время ФГУП "ОЖД МПС РФ" реорганизовано и является филиалом ОАО "РЖД". Таким образом, ОАО "РЖД" является правопреемником ФГУП "ОЖД МПС РФ".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ФГУП "ОЖД МПС РФ" в лице отдела материально-технического снабжения - структурного подразделения Мурманского отделения ФГУП "ОЖД МПС РФ" представило в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года.
Инспекцией проведена камеральная проверка указанной декларации, в ходе которой установлен факт ее несвоевременного представления. При сроке подачи 28.10.2003, фактически декларация была представлена в инспекцию 30.10.2003.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 12.01.2004 N 29 о привлечении ФГУП "ОЖД МПС РФ" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 100 руб. на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление в налоговый орган декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года.
Поскольку требование инспекции от 19.01.2004 N 195 об уплате налоговой санкции в срок до 28.01.2004 ФГУП "ОЖД МПС РФ" добровольно не исполнило, инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Решением суда от 22.04.2004 заявленные требования удовлетворены.
28.05.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности ФГУП "ОЖД МПС РФ", имущественный комплекс которого внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", в связи с чем инспекция в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилась в арбитражный суд с ходатайством о замене на стадии исполнительного производства ФГУП "ОЖД МПС РФ" на его правопреемника - ОАО "РЖД" и выдаче нового исполнительного листа.
Определением от 24.11.2004 ходатайство удовлетворено, налоговому органу выдан новый исполнительный лист.
Удовлетворяя ходатайство инспекции о замене должника на его правопреемника, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку налоговые санкции были наложены на юридическое лицо ФГУП "ОЖД МПС РФ" до завершения его реорганизации, то в соответствии с положениями пункта 2 статьи 50 НК РФ, обязанность по их уплате возлагается на правопреемника реорганизованного юридического лица.
Апелляционный суд, отменяя определение суда первой инстанции, указал на то обстоятельство, что ФГУП "ОЖД МПС РФ" привлечено к налоговой ответственности после утверждения передаточного акта, и, соответственно, именно ФГУП "ОЖД МПС РФ" несет ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законом срок.
Между тем апелляционный суд не учел следующее.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 названного Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ), ОАО "РЖД" - единый хозяйствующий субъект, созданный в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 4 названного Закона уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Кроме того, статьей 9.3 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) установлено, что правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой НК РФ, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
В соответствии с Законом N 29-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено ОАО "РЖД" и утвержден его устав, согласно которому Октябрьская железная дорога является филиалом ОАО "РЖД".
Созданное юридическое лицо 23.09.03 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 77 N 007105126.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Свидетельством Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.05.04 подтверждается, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФГУП "ОЖД МПС РФ", имущественный комплекс которого внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Из приведенных положений законов и нормативных актов исполнительных органов следует, что при образовании ОАО "РЖД" использован особый способ приватизации имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта, в результате чего оно является универсальным правопреемником прав и обязанностей реорганизованного ФГУП "ОЖД МПС РФ".
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником.
Решение о привлечении ФГУП "ОЖД МПС РФ" к налоговой ответственности принято налоговым органом 12.01.2004. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ФГУП "ОЖД МПС РФ" выдано 28.05.2004. ОАО "РЖД" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003. Таким образом, решение о привлечении к налоговой ответственности принято налоговой инспекцией до завершения реорганизации ФГУП "ОЖД МПС РФ", следовательно, на правопреемника - ОАО "РЖД" - возлагается обязанность по уплате суммы штрафа, наложенного на реорганизованное ФГУП "ОЖД МПС РФ".
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно произвел замену стороны по делу на ее процессуального правопреемника и у апелляционного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения жалобы ОАО "РЖД" и отмены определения суда первой инстанции по настоящему делу.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.03.2005 по делу N А42-3456/04-16 отменить.
Оставить в силе определение суда первой инстанции от 24.11.2004 по тому же делу.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2005 г. N А42-3456/04-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника