Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июля 2005 г. N А56-719/05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Троицкой Н.В., Шевченко А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Винклер" Матвеевой Я.С. (доверенность от 01.02.2005), Панфиловой Л.А. (доверенность от 01.03.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Потапова А.В. (доверенность от 05.01.2005 N 03-05-3/25и), Озерова М.В. (доверенность от 20.06.2005 N 03-05-3/08628),
рассмотрев 12.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2005 (судьи Петренко Т.И., Фокина Е.А., Черемошкина В.В.) по делу N А56-719/05,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Винклер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 24.09.2004 N 11/55, от 10.12.2004 N 11/79 и обязании Инспекции возместить Обществу из бюджета 2 281 034 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года и август 2004 года путем возврата указанных сумм на его расчетный счет.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2005, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять по данному делу новое решение. В жалобе ее податель указывает на обстоятельства, свидетельствующие, по его мнению, о недобросовестности Общества как налогоплательщика. Инспекция считает, что деятельность Общества направлена только на неправомерное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года, а также декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года.
В декларациях Общество заявило к возмещению соответственно 8 449 079 руб. и 1 830 417 руб. налога на добавленную стоимость.
В заявлениях от 10.09.2004 N 88 и N 89 Общество просило возместить указанные суммы путем возврата на его расчетный счет.
По результатам камеральной налоговой проверки деклараций Инспекция приняла решения от 24.09.2004 N 11/55 и от 10.12.2004 N 11/79, которыми отказала Обществу в возмещении из федерального бюджета 450 617 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года и 1 830 417 руб. этого налога за август 2004 года.
Указанные решения мотивированы тем, что в контрактах, заключенных Обществом с иностранными фирмами - продавцами, не предусмотрены штрафные санкции за несвоевременную оплату товара; суммы налога на добавленную стоимость при ввозе товара уплачены организациями, с которыми у заявителя нет хозяйственных отношений; не подтвержден факт оприходования товара; товар не оплачен покупателем - обществом с ограниченной ответственностью "Спарта" (далее - ООО "Спарта"). По мнению Инспекции, данные обстоятельства свидетельствуют о направленности действий Общества на получение прибыли от незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из федерального бюджета, а следовательно, о его недобросовестности как налогоплательщика.
Считая отказ в возмещении 450 617 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года и 1 830 417 руб. этого налога за август 2004 года незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налогового органа от 24.09.2004 N 11/55, от 10.12.2004 N 11/79 и обязании Инспекции возместить Обществу из бюджета указанные суммы налога.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, сделали вывод о том, что налогоплательщик правомерно на основании статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и в порядке, предусмотренном статьей 172 НК РФ, предъявил к вычету спорные суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с целью их дальнейшей реализации.
Суд кассационной инстанции, проверив обоснованность доводов жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном этой статьей.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата налога на добавленную стоимость таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Как видно из материалов дела, Общество в соответствии с контрактами от 16.07.2003 N 009/03, от 29.08.2003 N 014/03 и от 29.08.2003 N 011/03, заключенными с фирмами "Microfibres", "Bitrex L.C.", США, приобрело товары для последующей перепродажи и ввезло их на территорию Российской Федерации.
Инспекцией не оспаривается факт ввоза товара на территорию Российской Федерации. Судебными инстанциями установлен и материалами дела подтверждается (копии грузовых таможенных деклараций, инвойсы, оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, копии книг продаж и покупок, счета-фактуры, журнал учета счетов-фактур, платежные документы) факт оприходования импортированного товара. Дальнейшая реализация Обществом товара, ввезенного на территорию Российской Федерации, установлена судами и подтверждается договором поставки от 01.07.2003 N 183, заключенным с ООО "Спарта", книгой продаж, товарными накладными на передачу товара, платежными документами.
Довод Инспекции о том, что у заявителя не имелось оснований для оприходования приобретенного товара, поскольку отсутствовали первичные документы, подтверждающие его транспортировку (коносаменты), правомерно отклонен судебными инстанциями. В данном случае из материалов дела видно, что основанием для постановки товаров на учет явились контракты, инвойсы, грузовые таможенные декларации с отметками таможенных органов "Выпуск разрешен", в которых получателем груза указано Общество, а также платежные документы на оплату таможенных платежей, включая суммы налога на добавленную стоимость.
Отсутствие в контрактах, заключенных Обществом с иностранными фирмами - продавцами, условий, предусматривающих уплату штрафных санкций за несвоевременную оплату товара, в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции также отклоняет довод Инспекции о том, что Общество не понесло реальных затрат по уплате сумм налога на добавленную стоимость, поскольку налог уплачен таможенным органам обществом с ограниченной ответственностью "Форвард" (далее - ООО "Форвард") и обществом с ограниченной ответственностью "Сигма" (далее - ООО "Сигма"), с которыми у Общества нет хозяйственных отношений.
В соответствии со статьей 110 Таможенного кодекса Российской Федерации при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются таможенные платежи: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы и платы.
При этом статьей 118 названного Кодекса закреплено общее правило о том, что в качестве плательщиков таможенных платежей могут выступать не только декларанты, но и любые заинтересованные лица.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Форвард" и ООО "Сигма" перечисляли денежные средства на уплату налога на добавленную стоимость за ООО "Спарта" по его указанию в счет оплаты по договору поставки, заключенному Обществом с ООО "Спарта". В подтверждение уплаты налога за счет своих средств Общество также представило акты взаимозачетов.
Таким образом, спорная сумма налога на добавленную стоимость фактически уплачена таможенным органам ООО "Форвард" и ООО "Сигма" по поручению ООО "Спарта" при наличии у Общества и ООО "Спарта" взаимных обязательств по договору поставки товара.
Следовательно, вывод судов о том, что Общество при ввозе импортного товара на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость в составе таможенных платежей уплатило за счет собственных средств и понесло реальные расходы на уплату налога, является правильным.
Доказательств недобросовестности Общества при реализации им права на применение налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета, в том числе совершения им действий, направленных исключительно на создание оснований для возмещения налога из бюджета Инспекция не представила.
Учитывая изложенное, следует признать, что Обществом соблюдены все условия, необходимые в силу статей 171 - 173 и 176 НК РФ для предъявления спорных сумм налога на добавленную стоимость к вычету и возмещению из федерального бюджета.
Кроме того, доводам Инспекции об отсутствии у Общества права на возмещение налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года дана надлежащая оценка судом при рассмотрении дела N А56-27774/04. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2004 по названному делу признано недействительными решение Инспекции от 30.06.2004 N 11-32, принятое по результатам камеральной проверки представленной Обществом первоначальной декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года. Суд подтвердил право Общества на возмещение 7 998 230 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года и обязал Инспекцию возместить налогоплательщику указанную сумму налога.
Таким образом, у налогового органа не было законных оснований для принятия решений от 24.09.2004 N 11/55 и от 10.12.2004 N 11/79 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года и август 2004 года.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2005 по делу N А56-719/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. N А56-719/05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника