Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 июля 2005 г. N А56-8115/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В.,
при участии от государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Введенского А.Е. (доверенность от 02.04.04 N 00-13/01-2816),
рассмотрев 12.07.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.05 по делу N А56-8115/2005 (судья Исаева И.А.),
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с спортивного учреждения "Тихвинская детско-юношеская школа" (далее - школа) 1 000 руб. штрафа за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования в отделение ФСС за 9 месяцев 2003 года.
Решением суда от 15.03.05 в удовлетворении заявленных требований отделению ФСС отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе отделение ФСС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и принять новое решение.
В судебном заседании представитель отделения ФСС поддержал доводы кассационной жалобы.
Школа о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, отделением ФСС проведена камеральная проверка своевременности представления школой расчетной ведомости по средствам социального страхования за 9 месяцев 2004 года. В ходе проверки установлено, что ответчик, зарегистрированный в качестве страхователя 11.06.2000, не представил в установленный законом срок расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ) за 9 месяцев 2004 года, в то время как обязан был ее представить не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. На основании результатов проверки, отделением ФСС принято решение от 03.11.04 N 603, которым школа привлечена к ответственности в виде взыскания 1 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
На основании указанного решения ответчику выставлено требование от 03.11.04 N 603 об уплате штрафной санкции с указанием срока для добровольной уплаты. Поскольку в установленный срок требование об уплате штрафа школой не исполнено, отделение ФСС обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статей 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком (абзац введен Федеральным законом от 22.04.03 N 47-ФЗ). Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.
В соответствии со статьей 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечить сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
В силу статьи 19 Закона N 125-ФЗ нарушение срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) от 01.12.03 N 130 утверждена форма расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ), подлежащая применению в 2004 году.
Юридическое лицо становится страхователем с момента регистрации в ФСС РФ и, следовательно, оно обязано в соответствии с вышеназванными нормами в установленные законом сроки представлять страховщику отчетность. Факт непредставления отчетности установлен отделением ФСС в решении от 03.11.04 N 603.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в связи с несоблюдением отделением ФСС процедуры привлечения школы к ответственности.
В соответствии со статьей 34.1 НК РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом При этом должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 названного Кодекса.
Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, и в порядке, установленном главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения. В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в пункте 3 статьи 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, т.е. суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса.
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 также разъясняется, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение ФСС) извещает налогоплательщика заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком возражений по акту проверки. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что решение отделения ФСС о привлечении школы к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено без извещения последней о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном правонарушении. По мнению суда, это лишило ответчика возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 НК РФ, однако вывод суда о том, что нарушение отделением ФСС установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка производства по делу о налоговом правонарушении (в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 НК РФ) привело к ущемлению прав и законных интересов общества, не основан на материалах дела - доказательства нарушения прав последнего решением отделения ФСС от 03.11.04 N 615 отсутствуют.
Налогоплательщик имел возможность представить свои возражения по заявлению отделения ФСС и доказательства, их подтверждающие, непосредственно в судебном заседании, чем школа не воспользовалась. Таким образом, нарушение отделением ФСС требований статьи 101 НК РФ не повлияло на законные интересы школы, поскольку она не воспользовалась своим правом на судебную защиту. Поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований отделения ФСС о взыскании штрафа за непредставление расчетной ведомости при наличии установленного факта совершенного правонарушения.
Однако суд кассационной инстанции, принимая новый судебный акт считает возможным снизить размер штрафа в учетом того, что ответчик является детским спортивным учреждением, финансируется за счет бюджета, до 500 рублей.
При таких обстоятельствах судебный акт подлежит отмене, требования отделения ФСС подлежат удовлетворению в размере 500 рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказать.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ со школы в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1 050 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и кассационной инстанциях. Согласно статьи 333.22 НК РФ суд кассационной инстанции считает также возможным снизить размер госпошлины до 500 рублей.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.05 по делу N А56-8115/2005 отменить.
Взыскать с спортивного учреждения "Тихвинская детско-юношеская школа", расположенной по адресу: 187500, Ленинградская область, город Тихвин, Промплощадка открытого акционерного общества "Трансмаш", в доход соответствующего бюджета 500 руб. штрафа. В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с спортивного учреждения "Тихвинская детско-юношеская школа" в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и кассационной инстанциях.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи Л.И. Кочерова
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июля 2005 г. N А56-8115/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника