Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 2005 г. N А26-12668/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от Петрозаводского муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Константинова О.Н. (доверенность от 24.05.2005),
рассмотрев 12.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2005 по делу N А26-12668/04-14 (судья Денисова И.Б.),
установил:
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - ПМУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), администрации города Петрозаводска о взыскании 857 217 руб. 10 коп. расходов, которые истец понес в связи с предоставлением с января по сентябрь 2004 года скидки по оплате коммунальных услуг лицам, пользующимся такой льготой в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением от 16.03.2005 исковые требования удовлетворены: с Минфина РК за счет казны Республики Карелия в пользу ПМУП "Водоканал" взыскано 857 217 руб. 10 коп. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РК просит решение отменить, в иске к нему отказать в связи с нарушением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, эти выплаты должны быть взысканы с Российской Федерации за счет ее казны.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с января по сентябрь 2004 года ПМУП "Водоканал" при взимании платы за услуги по отпуску питьевой воды и прием сбрасываемых в систему водоотведения сточных вод во исполнение вышеуказанного законодательного акта предоставляло льготу соответствующим категориям граждан.
В связи с этим у истца возникли убытки в сумме 857 217 руб. 10 коп., что и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления истцом вышеназванных льгот и их размер подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что требования истца в части взыскания компенсационных выплат по Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" подлежат удовлетворению за счет казны Республики Карелия.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям, обладают правом на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Положения" следует читать "Положения, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 03.05.1994г. N 419"
В соответствии с пунктом 14 Положения финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Статьей 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" установлен размер финансовой помощи, выделяемой из Фонда компенсаций и направляемой на финансирование текущих расходов по реализации указанного Закона, в сумме 1 638 240,0 тыс. руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию указанного Закона, действие которых продлено на 2003 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80. Пункт 1 Правил устанавливает, что эти расходы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Как установлено судом первой инстанции, в 2004 году из республиканского бюджета для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" администрации города Петрозаводска было направлено 2353,42 тыс. руб. при фактической потребности 9015,10 тыс. руб., которые в полном объеме были направлены ею поставщикам коммунальных услуг.
При отсутствии в материалах дела доказательств недостаточности денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете для реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", суд пришел к правильному выводу о необходимости взыскания суммы убытков с Минфина РК.
Вместе с тем кассационная инстанция считает правильным довод подателя жалобы о необходимости исключения из суммы иска налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 154 299 руб. 08 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Пункт 1 статьи 146 Кодекса определяет объекты налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является. Следовательно, судом первой инстанции неправомерно взыскана денежная сумма, включающая сумму НДС.
Согласно постановлению главы самоуправления города Петрозаводска от 30.12.2003 N 3947 "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые ПМУП "Водоканал", тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения города утверждены с учетом НДС (18%).
В материалах дела отсутствуют доказательства, что в размер иска не включена сумма, составляющая НДС.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит изменению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.03.2005 по делу N А26-12668/04-14 отменить в части взыскания с Министерства финансов Республики Карелия за счет казны Республики Карелия размере 154 299 руб. 08 коп.
В остальной части решение оставить без изменения.
Отменить произведенное определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2005 приостановление исполнения решения в части, оставленной без изменения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2005 г. N А26-12668/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника