Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июля 2005 г. N А26-103/2005-216
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Зубаревой Н.А., Корпусовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.05 по делу N А26-103/2005-216 (судья Романова О.Я.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Республике Карелия, правопреемником которой является Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция), от 29.10.04 N 8.
Решением суда от 24.03.05 заявленные требования удовлетворены полностью. Суд, признав решение налоговой инспекции недействительным, обязал налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления права на реструктуризацию задолженности Общества по обязательным платежам, предоставленного решением от 26.12.01 N 9.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия 30.06.2000 вынесла решение о реструктуризации кредиторской задолженности Общества по обязательным платежам в бюджет. Решением налоговой инспекции от 26.12.01 Обществу восстановлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности.
В сентябре 2003 года Общество досрочно уплатило реструктуризированные налоговые платежи, направив в декабре 2003 года в налоговую инспекцию заявление о списании пеней и штрафов (заявление получено налоговой инспекцией 29.12.03). Однако налоговая инспекция списание пеней и штрафов не произвела.
Решением от 29.10.04 N 8 налоговая инспекция признала утратившим силу решение от 26.12.01 N 9 о реструктуризации задолженности Общества в связи с наличием у Общества по состоянию на 01.04.04 недоимки.
Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок проведения реструктуризации) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.
Статьей 138 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что начиная с 2002 года производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности в течение двух или четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этой статьи Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" (далее - постановление Правительства N 269).
Этим постановлением установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности (в соответствии с правилами, определенными этим Министерством).
Приказом от 30 апреля 2002 года N БГ-3-29/235 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам утвердило Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002.
Для списания соответствующей суммы задолженности по пеням и штрафам при соблюдении установленных условий ее списания налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган по месту нахождения организации. Решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимается руководителем налогового органа. Списание задолженности оформляется соответствующей записью в лицевом счете.
Материалами дела подтверждается, что Общество до обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением досрочно погасило сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам, в связи с чем направило в декабре 2003 года в налоговую инспекцию заявление о принятии решения о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку Общество досрочно полностью погасило сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам, оно имело право на списание всей суммы задолженности по пеням и штрафам.
Однако постановление Правительства N 269 содержит еще одно условие для возможности списания пеней и штрафов - своевременное внесение текущих налоговых платежей.
Из представленного налоговой инспекцией в материалы дела отзыва видно, что Обществом несвоевременно вносились платежи по единому налогу, исчисляемому по результатам хозяйственной деятельности организаций, за первый квартал 2003 года, первое полугодие 2003 года и 9 месяцев 2003 года.
Суд первой инстанции не принял во внимание этот довод налоговой инспекции, указав, что в случае установления факта несвоевременности уплаты текущих платежей налоговый орган был обязан принять решение о прекращении реструктуризации.
С этим доводом суда нельзя согласиться, так как непринятие налоговым органом решения о прекращении реструктуризации не может отменить указанное в постановлении Правительства N 269 условие об обязательности своевременного внесения текущих платежей в период погашения реструктуризированной задолженности.
Поскольку судом не проверялся факт несвоевременной уплаты текущих платежей, то решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду следует проверить соблюдение Обществом содержащегося в постановлении Правительства N 269 условия об обязательности своевременного внесения текущих платежей и в зависимости от этого сделать вывод об обоснованности требования Общества о списании пеней и штрафов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.03.05 по делу N А26-103/2005-216 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. N А26-103/2005-216
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника