Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 августа 2005 г. N А21-9116/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Михайловской Е.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ОЭ-ТОР" Занкина Д.Б. (доверенность от 16.06.04),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.05 по делу N А21-9116/04-С1 (судья Карамышева Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОФ-ТОР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду, правопреемником которой является Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду (далее - налоговая инспекция), от 27.09.04 N 2321 и требования об уплате налога от 30.09.04 N 28276.
Решением суда от 10.03.05 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2004 года. По результатам проверки вынесено решение от 27.09.04 N 2321 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности. Этим решением Обществу доначислено 6 403 рубля налога на прибыль и 419 рублей 40 копеек пеней.
В ходе проверки установлено, что Общество в первом квартале 2004 года применило льготы по налогу на прибыль, установленные Законом Калининградской области N 177 от 21.02.2000 и решением Городского совета депутатов Калининграда от 29.03.2000 N 92.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка: вместо "ссылаясь на пункт 9 статьи 6" следует читать "ссылаясь на статью 2"
Налоговая инспекция посчитала применение льгот неправомерным, ссылаясь на пункт 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 06.08.01 N 110-ФЗ ( в редакции от 08.12.03) дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 года.
Пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривалось, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Как видно из материалов дела и установлено судом, администрация Калининградской области (далее - Администрация) в 1996 году предложила программу создания сборочного производства современных легковых автомобилей. Правительство Российской Федерации 23.04.1996 издало постановление N 524 "О мерах государственной поддержки создания сборочного производства современных легковых автомобилей в Калининградской области".
Указом Президента Российской Федерации от 02.05.1996 названная программа одобрена.
Между Администрацией, Международным Фондом инвестиций и приватизации (далее - Фонд) и южнокорейской корпорацией "KIA GROUP" (далее - Корпорация) 30.07.1996 заключено Соглашение о сотрудничестве в развитии промышленного производства в Особой экономической зоне Калининградской области Российской Федерации (приложение к делу, листы 10-17). Пунктом 1 указанного Соглашения предусмотрено оказание Корпорацией и Фондом содействия Администрации в привлечении иностранного капитала для конверсии оборонных предприятий, модернизации и технического перевооружения других предприятий области и реализации программы создания производства современных автомобилей. Кроме того, данным Соглашением предусматривалось, что основным условием привлечения инвестиций в рамках реализации проекта является обязательство Администрации о предоставлении преференциального режима для предприятий, участвующих в осуществлении проекта, который, в частности, предусматривает применение льготного налогового режима (пункт 7 Соглашения).
Законом Калининградской области от 21.02.2000 N 177 (далее - Областной закон N 177) решено освободить с 01.01.2000 действующие и вновь создаваемые акционерные общества, иные юридические лица, участвующие в реализации инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники, от уплаты всех налогов в областной бюджет и территориальный дорожный фонд, до момента достижения полной окупаемости вложенных средств сроком на 8,8 лет.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 29.03.2000 N 92 (далее - Решение N 92) решено освободить с 01.01.2000 предприятия, участвующие в реализации инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники, от уплаты налогов и сборов, поступающих в городской бюджет, на период окупаемости названного инвестиционного проекта - 8 лет 10 месяцев.
В перечнях к Областному закону N 177 и Решению N 92 Общество указано как предприятие, осуществляющее реализацию проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники в Калининградской области.
В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль" дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
Согласно статье 3 Закона N 163-ФЗ в абзац десятый статьи 2 Закона N 110-ФЗ внесено изменение, и он изложен в новой редакции. Предусмотренные пунктом 9 статьи 6 дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 года.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что Закон N 163-ФЗ вступает в силу с 01.01.2004, поскольку этот довод не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 163-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением статей 4, 6 и 7.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что статья 57 Конституции Российской Федерации требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Закон N 163-ФЗ официально опубликован 16.12.2003.
Следовательно, положения названного Закона подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования, то есть не ранее 16.01.2004, а учитывая, что в соответствии со статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по налогу на прибыль, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Закона N 163-ФЗ, является период не ранее 01.01.2005, что следует признать разумным сроком для установления обязанности уплачивать налог в связи с отменой действовавшей ранее льготы.
Следовательно, оснований для применения нормы статьи 3 Закона N 163-ФЗ, касающейся ограничения срока применения спорной льготы, с 01.01.04 нет.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.05 по делу N А21-9116/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2005 г. N А21-9116/04-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка