Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 августа 2005 г. N А56-1784/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 апреля 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Ветошкиной О.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 02.08.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.05 по делу N А56-1784/2005 (судья Лопато И.Б.),
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ТФ Балтийский Дом" (далее - общество) 1 000 руб. штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости по средствам отделения ФСС за II квартал 2004 года.
Решением суда от 07.04.05 в удовлетворении требований отделению ФСС отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе отделение ФСС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт. По мнению подателя жалобы, отделением ФСС соблюдена процедура привлечения общества к ответственности по законодательству об обязательном социальном страховании.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при осуществлении контрольных мероприятий отделением ФСС установлено, что в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) общество не представило в отделение ФСС в срок расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ за II квартал 2004 года.
Решением отделения ФСС от 05.11.04 N 647 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания 1 000 руб. штрафа. Во исполнение решения от 05.11.04 обществу направлено требование от 05.11.04 N 647 об уплате штрафа в срок до 05.12.04. Требование в установленный срок обществом не исполнено, поэтому отделение ФСС обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Суд первой инстанции отказал отделению ФСС во взыскании штрафа, сославшись на нарушение заявителем положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, судом указано на то, что обязанность страхователей представлять расчетную ведомость возникает лишь в случае начисления страхователем страховых взносов и осуществления страховых выплат, между тем в решении отделения ФСС отсутствуют сведения, подтверждающие наличие у общества обязанности представлять спорный документ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает принятое судом решение ошибочным, а потому - подлежащим отмене.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
В абзаце втором пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ указано, что страхователи обязаны ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком. Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (Форма 4-ФСС РФ) на 2004 год утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.03 N 130.
Как следует из статьи 3 Закона N 125-ФЗ, страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность юридических и физических лиц представлять в Фонд социального страхования Российской Федерации отчетность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя, а не с начислением страховых взносов и осуществлением страховых выплат.
В материалах дела имеется страховое свидетельство от 13.09.02, подтверждающее регистрацию общества в качестве страхователя в отделении ФСС. Следовательно, обязанность по представлению отчетности возникла у общества с момента такой регистрации.
Согласно абзацам шестому и седьмому пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Учитывая изложенное, страховщики (государственные внебюджетные фонды) пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, а страхователи наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленными в статье 21 НК РФ.
Налоговый контроль осуществляется в формах, предусмотренных статьей 82 НК РФ, в том числе посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщика.
Общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности изложен в статье 101 НК РФ. Этот порядок отделение ФСС обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления контроля в любой из перечисленных в статье 82 НК РФ форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Из содержания статьи 101 НК РФ следует, что при выявлении налоговым органом факта совершения налогоплательщиком нарушения законодательства о налогах и сборах он должен быть уведомлен о выявленном правонарушении с предложением представить объяснения обстоятельств и причин совершения правонарушения. Это позволяет суду при рассмотрении требования о взыскании налоговой санкции сделать вывод о наличии правонарушения, за которое установлена ответственность, проверить наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих эту ответственность.
В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Нарушение должностным лицом требований статьи 101 НК РФ может явиться, как указано в пункте 6 статьи 101 НК РФ, основанием для отмены принятого им решения в судебном порядке. По смыслу этой нормы нарушение должностным лицом налогового органа (государственного внебюджетного фонда) требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа (государственного внебюджетного фонда) недействительным.
В то же время характер допущенных нарушений, их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом (государственным внебюджетным фондом) решения будет оцениваться судом при рассмотрении заявления о признании недействительным принятого налоговым органом (органом государственного внебюджетного фонда) решения либо заявления о взыскании санкций.
При рассмотрении данного дела в суде первой инстанции ответчик имел возможность представить свои возражения по заявлению отделения ФСС и доказательства, их подтверждающие, непосредственно в судебное заседание. Общество в силу частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации могло также реализовать свое право на судебное обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Между тем общество не представило ни в отделение ФСС, ни в суд первой инстанции объяснения по факту выявленного правонарушения или мотивированные возражения на принятое решение. Общество не воспользовалось и предоставленным ему правом на судебное обжалование решения либо действий (бездействия) отделения ФСС.
При таких обстоятельствах, учитывая доказанность факта совершения обществом правонарушения, допущенные отделением ФСС нарушения требований статьи 101 НК РФ, на которые сослался суд первой инстанции, не привели к нарушению законных прав и интересов налогоплательщика.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что принятое судом по делу решение об отказе во взыскании с общества 1 000 руб. штрафа за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за II квартал 2004 года подлежит отмене, а требование отделения ФСС о взыскании названного штрафа - удовлетворению.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 100 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (100 руб.) и кассационной инстанций (1 000 руб.).
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.05 по делу N А56-1784/2005 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТФ Балтийский Дом", зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волосовскому району Ленинградской области от 29.08.02 N 000802414 и расположенного по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара, дом 6, в доход государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1 000 руб. штрафа, а также в доход федерального бюджета 1 100 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.24 Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователи обязаны ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять страховщику отчетность по установленной форме.
Отделение ФСС РФ обратилось в суд с заявлением о взыскании с организации суммы штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости.
Суд первой инстанции, отказал налоговому органу в удовлетворении заявленных им требований, указав, что у организации отсутствовала обязанность представлять расчетную ведомость в ФСС в условиях не начисления страховых взносов за рассматриваемый период времени.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы отделения ФСС признал вывод суда первой инстанции ошибочным.
По мнению вышестоящего суда, обязанность юридических и физических лиц представлять отчетность в ФСС возникает в связи с наличием статуса страхователя, а не с начислением страховых взносов и осуществлением страховых выплат.
В материалах дела имеется страховое свидетельство, подтверждающее регистрацию организации в качестве страхователя в отделении ФСС.
Следовательно, обязанность по представлению отчетности возникла у организации с момента такой регистрации.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление отделения ФСС.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2005 г. N А56-1784/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника