Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 августа 2005 г. N А42-2017/2005-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 09.08.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.04.05 по делу N А42-2017/2005-12 (судья Каширская С.Г.),
установил:
Государственное учреждение - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дюна" (далее - общество) 1 000 руб. штрафа за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования за III квартал 2004 года.
Решением суда от 11.04.05 в удовлетворении требований отделения фонда отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе отделение фонда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, отделением фонда проведена камеральная проверка своевременности представления обществом расчетной ведомости по средствам социального страхования за III квартал 2004 года. В ходе проверки установлено, что ответчик не представил в установленный законом срок (15.10.04) расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ) за III квартал 2004 года.
Ответчику 16.11.04 направлен акт камеральной проверки N 2086.
На основании результатов проверки отделением фонда принято решение от 03.12.04 N 2086, которым общество привлечено к ответственности в виде взыскания 1 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" и пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), и направлено требование об уплате штрафных санкций.
Поскольку в установленный срок требование об уплате штрафа обществом не исполнено, отделение фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком (абзац введен Федеральным законом от 22.04.03 N 47-ФЗ). Страхователь и его должностные лица несут установленную ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.
В соответствии со статьей 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечить сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
В силу статьи 19 Закона N 125-ФЗ нарушение срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) от 01.12.03 N 130 утверждена форма расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ), подлежащая применению при представлении обществом отчетности за III квартал 2004 года.
Страхователем юридическое лицо становится с момента его регистрации в ФСС РФ, и, соответственно, оно обязано в силу с вышеназванных норм представлять страховщику отчетность в установленные законом сроки. Факт непредставления отчетности установлен отделением фонда решением от 03.12.04 N 2086. Судом первой инстанции установлено, что ответчик возражений по факту совершения им правонарушения не представил.
Однако судом отказано в удовлетворении требований в связи с несоблюдением отделением Фонда процедуры привлечения общества к ответственности.
В соответствии со статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные названным Кодексом. При этом должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 НК РФ.
Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, и в порядке, установленном главами 14 и 15 названного Кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее постановление N 5): "По смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
В частности, при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в пункте 3 статьи 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, т.е. суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса".
В пункте 37 постановления N 5 также разъяснено, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком (обществом) возражений по акту проверки. Только если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что решение отделения фонда о привлечении общества к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования вынесено 03.12.04, обществу о рассмотрении материалов проверки о выявленном правонарушении стало известно 01.12.04, что, по мнению суда, в данном случае лишило ответчика возможности реализовать свои права, предусмотренные статьей 21 НК РФ.
Нарушение должностным лицом требований статьи 101 НК РФ может явиться, как указано в пункте 6 статьи 101 НК РФ, основанием для отмены принятого им решения в судебном порядке. По смыслу этой нормы нарушение должностным лицом налогового органа (государственного внебюджетного фонда) требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа (государственного внебюджетного фонда) недействительным.
Вывод суда о том, что нарушение отделением фонда установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка производства по делу о налоговом правонарушении в данном случае в силу пункта 6 статьи 101 НК РФ привело к нарушению прав и законных интересов общества, не основан на материалах дела - доказательства, подтверждающие нарушение прав общества принятым решением отсутствуют. Ответчик, приглашенный на рассмотрение материалов проверки 01.12.04, также не явился.
У налогоплательщика была возможность представить свои возражения по заявлению отделения фонда и доказательства, их подтверждающие, непосредственно в судебном заседании, чем общество не воспользовалось.
Между тем общество не представило ни в отделение фонда, ни в суд первой и кассационной инстанций объяснения по факту выявленного правонарушения или мотивированные возражения на принятое решение. Не воспользовалось общество и предоставленным ему правом на судебное обжалование решения либо действий (бездействия) отделения фонда.
Таким образом, в материалах дела не имеется доказательств того, что нарушение отделением фонда требований статьи 101 НК РФ могло привести к нарушению законных интересов общества, поскольку факт правонарушения установлен.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что принятое по делу судом первой инстанции решение об отказе во взыскании с общества 1 000 руб. штрафа за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за III квартал 2004 года подлежит отмене, а требования отделения фонда о взыскании названного штрафа - удовлетворению.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с общества подлежат взысканию в доход федерального бюджета 1 100 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (100 руб.) и кассационной (1 000 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.04.05 по делу N А42-2017/2005-12 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дюна", зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску от 26.11.02 N 1025100859849 и расположенного по адресу: 183018, город Мурманск, улица Гагарина, дом 33, в доход государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1 000 руб. штрафа, и в доход федерального бюджета 1 100 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2005 г. N А42-2017/2005-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника