Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 августа 2005 г. N А56-17778/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Казанцевой Р.В., Коробова К.Ю,
при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Лапиной Е.Е. (доверенность от 03.02.2005), Мухиной О.Н. (доверенность от 03.02.2005) от закрытого акционерного общества "Ротонда" Лазаревой Н.С. (доверенность от 19.10.2004) генерального директора Епремяна Ж.В.,
рассмотрев 15.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2005 по делу N А56-17778/2005 (судья Ресовская Т.М.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "РОТОНДА" (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 19.05.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указывая на необоснованность доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители Общества обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.03.2005 Инспекцией проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в принадлежащем Обществу магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица 8-ая Красноармейская, дом 18.
При проведении проверки представителям Инспекции не были предъявлены надлежаще оформленные товаротранспортные документы, справки к товаротранспортным накладным, справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции, сертификаты соответствия и удостоверения качества на следующие виды алкогольной продукции: водку "Господа офицеры" емкостью 0,5 литра, водку "Русская" емкостью 0,25 литра, коньяк "Хенэсси" емкостью 0,35 литра, вино "Бордо Дюлонг" емкостью 0.75 литра, бренди "Ботна" емкостью 0,2 литра. Указанные правонарушения были зафиксированы в акте от 24.03.2005 N 000151.
Инспекция 25.03.2005 вынесла определение N 151 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в связи с отсутствием на момент проверки законного представителя Общества.
По окончании расследования Инспекцией в присутствии директора магазина Мкртчяна М.Г. составлен протокол об административном правонарушении от 28.03.2005 N 151.
Считая факт правонарушения установленным, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" розничная продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия на указанную продукцию и документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, не допускается.
В силу пункта 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987, продавец обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя, а также в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя информацию о товаре, содержащую в том числе данные, подтверждающие проведение сертификации продукции.
Согласно пункту 3 Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019, при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара. В случае, если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную печатью собственника товара.
Судом на основании материалов дела установлено, что указанные документы фактически имелись у ответчика, однако не были представлены им в момент проверки. В своих объяснениях к акту проверки и к протоколу об административном правонарушении директор магазина Мкртчян М.Г. указал на наличие таких документов (которые в полном объеме были представлены в арбитражный суд).
В такой ситуации суд с учетом диспозиции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ пришел к обоснованному выводу о недоказанности заявителем факта совершения Обществом вменяемого ему правонарушения, предусмотренного данной нормой.
Кроме того, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя Общества, что явилось нарушением статьи 28.2 КоАП РФ, предоставляющей ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Как следует из решения единственного акционера закрытого акционерного общества "РОТОНДА" от 05.08.2002 N 1, генеральным директором Общества назначен Епремян Ж. В. сроком на пять лет.
Гражданин Мкртчян М.Г., присутствовавший при составлении протокола об административном правонарушении, является директором магазина, принадлежащего Обществу, и может представлять интересы Общества лишь при наличии соответствующей доверенности.
Доказательства, подтверждающие наличие таких полномочий у Мкртчяна М.Г., в материалах дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2005 по делу N А56-17778/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
К.Ю. Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2005 г. N А56-17778/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника