Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 августа 2005 г. N А13-2977/2005-01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.05.2005 по делу N А13-2977/2005-01 (судья Левичева С.А.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Харовском районе Вологодской области (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Игнашевой Аполлинарии Николаевны (далее - Предприниматель) 1 800 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2004 год, а также 39,60 руб. пеней за нарушение срока уплаты названных платежей.
Решением суда первой инстанции от 05.05.2005 заявленные Управлением фонда требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение суда и отказать Управлению фонда в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Как утверждает податель жалобы, являясь пенсионером и инвалидом второй группы, она не осуществляла в 2004 году предпринимательскую деятельность, не имела дохода от нее, а потому не должна уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. Кроме того, Игнашева А.Н. ссылается на утрату ею с 21.04.2005 статуса индивидуального предпринимателя, что подтверждается уведомлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области N 415 о снятии с учета в налоговом органе.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Игнашева Аполлинария Николаевна 26.06.1997 зарегистрирована Комитетом по управлению имуществом Харовского района Вологодской области в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ей выдано свидетельство от 26.06.1997 N 447.
В 2004 году Игнашева А.Н. прошла перерегистрацию в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" и получила свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ней как о предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004.
В связи с неуплатой Предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 год в сумме 1800 руб. Управление фонда направило ему требование от 25.02.2005 N 112-2005 об уплате в срок до 10.03.2005 недоимки, а также 39,6 руб. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты названных платежей. Предприниматель требование в установленный срок не исполнил.
Поскольку взыскание задолженности по страховым взносам и пеней осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в полном объеме. Принимая такое решение, суд исходил из того, что Законом N 167-ФЗ обязанность по уплате индивидуальными предпринимателями в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта осуществления предпринимательской деятельности. Суд отклонил ссылку Игнашевой А.Н. на утрату ею с 21.04.2005 статуса индивидуального предпринимателя и неподведомственность по этой причине данного спора арбитражному суду, поскольку заявление Управления фонда от 11.03.2005 N 09-07/644 принято судом к производству 15.04.2005.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Пунктом 2 статьи 14 названного Закона на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В статье 28 Закона N 167-ФЗ указано, что индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6, пункту 2 статьи 14 и статье 28 названного Закона все индивидуальные предприниматели являются страхователями, обязанными уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Из систематического толкования норм Закона N 167-ФЗ следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, обладающих статусом предпринимателя. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат получение дохода либо его неполучение (по любым причинам), охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Подтверждением чему является отсутствие в законодательстве об обязательном пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.
Следовательно, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Правильность такого вывода подтверждается положениями пунктов 4 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2005 г. в мотивировочной части настоящего постановления исправлена описка
Конституционный Суд Российской Федерации в мотивировочной части определений от 12.05.2005 NN 164-О (пункт 4), 165-О (пункт 3.3), 211-О (пункт 1), отклоняя доводы обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации граждан о противоречии статьям 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации положений пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", которыми на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от того, имеют ли они доходы от предпринимательской деятельности и осуществляется ли ими фактически эта деятельность, указал следующее.
Законодатель, определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), включил в их число индивидуальных предпринимателей и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Поскольку взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, суд. рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
В рассматриваемом деле Предпринимателем не представлены суду доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ей в 2004 году прекратить предпринимательскую деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ), своевременно подав в регистрирующий орган необходимые документы для государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, в деле таких документов нет.
Напротив, как следует из материалов дела, Предприниматель в октябре 2004 года в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" прошла перерегистрацию, подтвердив тем самым свое намерение продолжать предпринимательскую деятельность.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Предпринимателя об отсутствии у нее обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2004 год, в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности в 2004 году.
Кассационная инстанция считает, что судом правомерно не приняты во внимание представленные Предпринимателем выписки из истории болезни, больничные листы временной нетрудоспособности, справки из больниц, поскольку перечисленные документы относятся к 2005 году, а Управлением фонда заявлено требование о взыскании задолженности по страховым взносам за 2004 год.
Не имеет значения для рассмотрения данного дела судом и довод Игнашевой А.Н. о том, что с 21.04.2005 ею утрачен статус индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 13 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
Из материалов дела следует, что заявление Управления фонда принято судом к производству 15.04.2005. Согласно представленному Предпринимателем уведомлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области от 21.04.2005 N 415 (л.д. 42) Игнашева Аполлинария Николаевна прекратила деятельность в качестве предпринимателя 21.04.2005.
Следовательно, спор правомерно рассмотрен судом первой инстанции, поскольку на момент обращения Управления фонда с заявлением в арбитражный суд Игнашева А.Н. не утратила статуса индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене в части взыскания с Игнашевой А.Н. 600 руб. страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и 13,20 руб. пеней за нарушение срока уплаты названных платежей ввиду следующего.
Пункты 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", определяя, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, устанавливают и его минимальный размер, обязательный для уплаты: он составляет 150 рублей в месяц, при этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.
Между тем, как указал Конституционный Суд в определениях от 12.04.2005 N 164-O, N 165-O и от 12.05.2005 N 183-O, конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляя виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7-9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002-2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа, тем более что действующее законодательство не содержит специальных норм, которые предусматривали бы механизм реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и достигшими пенсионного возраста, права на получение в настоящее время накопительной части пенсии при установлении им трудовой пенсии по старости. Не принят до сих пор и федеральный закон, которым бы определялся ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости для расчета ее размера (пункт 9 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
На основании изложенного Конституционный Суд Российской Федерации признал, что индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше), для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения застрахованными лицами (индивидуальными предпринимателями и лицами, работающими по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору) права на накопительную часть трудовой пенсии и правилах формирования пенсионных накоплений, что приводило бы к неравенству в пенсионном обеспечении, несовместимому с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (части 1) Конституции Российской Федерации.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, выявленный в названном Определении, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
При таких обстоятельствах Игнашева Аполлинария Николаевна, 1931 года рождения, получающая трудовую пенсию по старости, за 2004 год обязана уплатить в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы в виде фиксированного платежа в размере 1 200 руб., то есть сумму страховых взносов, направляемых на финансирование только страховой части трудовой пенсии.
Следовательно, решение суда в части взыскания с Предпринимателя 600 руб. страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и 13,20 руб. пеней за нарушение срока уплаты названных платежей подлежит отмене, а требования Управления фонда в этой части - отклонению.
Принимая во внимание, что Игнашевой Аполлинарии Николаевне при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, суд, руководствуясь подпунктами 12 и 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ и учитывая результат рассмотрения жалобы, а также тяжелое материальное положение ответчицы, обусловленное заболеванием, пришел к выводу о взыскании с Игнашевой А.Н. в доход федерального бюджета 50 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 324 и пункту 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприниматель при наличии оснований вправе обратиться в Арбитражный суд Вологодской области, который выдает исполнительный лист, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.05.2005 по делу N А13-2977/2005-01 отменить в части взыскания с индивидуального предпринимателя Игнашевой Аполлинарии Николаевны 600 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, за 2004 год и 13,20 руб. пеней за нарушение срока их уплаты.
Во взыскании с индивидуального предпринимателя Игнашевой Аполлинарии Николаевны 600 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, за 2004 год и 13,20 руб. пеней за нарушение срока их уплаты отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Игнашевой Аполлинарии Николаевны, проживающей по адресу: город Харовск Вологодской области, улица Энергетиков, дом 35, кв.18 и родившейся 04.04.19931 в селе Грибцово Усть-Кубинского района Вологодской области, 50 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2005 г. N А13-2977/2005-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2005 г. в настоящем постановлении исправлена описка