Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 сентября 2005 г. N А56-6666/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 апреля 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В., Хохлова Д.В., при участии от Центральной энергетической таможни Кравец Н.В. (доверенность от 27.06.2005), от закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Выборг" Аксеновой Е.Б. (доверенность от 20.12.2004 N 412), Соловьевой Н.С. (доверенность от 20.12.2004 N 411),
рассмотрев 29.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2005 по делу N А56-6666/2005 (судья Алешкевич О.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Выборг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановлений Центральной энергетической таможни (далее - таможня) от 18.01.2005 по делам об административных правонарушениях N 100006000-79/2004 и N 100006000-80/2004, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.04.2005 заявление удовлетворено. Суд признал оспариваемые постановления таможни незаконными и отменил их.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - положений статей 2.1, 2.2 КоАП РФ, статей 144 и 320 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Податель жалобы считает ошибочным вывод суда об отсутствии в действиях общества вины в совершении вмененного ему правонарушения. По мнению таможни, направление обществом платежного документа на уплату таможенных платежей и фактическое удостоверение их поступления таможенным органом (Выборгской таможней), осуществляющим таможенное оформление экспортируемого товара, не исключают вины общества применительно к статьям 2.1, 2.2 КоАП РФ. Заявитель нарушил установленные сроки уплаты таможенных платежей за вывоз товара (сырой нефти), что и подтверждает его вину.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представители общества отклонили их, ссылаясь на законность решения суда.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в октябре 2004 года общество как таможенный брокер подало в Выборгскую таможню временные грузовые таможенные декларации (далее - ВГТД) N 10206060/281004/0002562 и 10206060/291004/0002573 на вывоз с территории Российской Федерации товара - сырой нефти 4 040 000 кг и 7 676 000 кг соответственно. Декларантом товара выступало ЗАО НК "Нобель Ойл".
В подтверждение уплаты 12 850 000 руб. таможенных платежей в ходе таможенного оформления обществом представлено платежное поручение от 28.04.2004 N 1099 с отметкой "для Энергет. Таможни в пользу Выборгской таможни" (лист дела 27).
В связи с тем, что с указанного платежного документа таможней ранее списаны 12 847 595 руб. 90 коп. в счет уплаты таможенных платежей по иным ВГТД, в ноябре 2004 года в отношении общества возбуждены дела об административных правонарушениях и проведены административные расследования по признакам наличия в его действиях правонарушений, предусмотренных статьей 16.22 КоАП РФ, - нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Согласно постановлениям таможни от 18.01.2005 по делам об административных правонарушениях N 100006000-79/2004 и N 100006000-80/2004 действия заявителя квалифицированы по статье 16.22 КоАП РФ. По каждому постановлению назначено административное наказание в виде 50 000 руб. (500 МРОТ) штрафа. При этом таможенный орган установил, что общество в соответствии со статьей 330 ТК РФ официально не обращалось в Выборгскую таможню за сверкой взаиморасчетов списанных денежных средств (авансовых таможенных платежей). Кроме того, в нарушение пункта 7 статьи 63 ТК РФ представленное в Выборгскую таможню платежное поручение от 28.04.2004 N 1099 не заверено ни декларантом (ЗАО НК "Нобель Ойл"), ни обществом (таможенным брокером).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы. Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Общество - таможенный брокер в данном случае может рассматриваться как субъект вмененного правонарушения в силу положений статей 144 и 320 ТК РФ, поскольку является лицом, ответственным за уплату таможенных платежей.
Суд первой инстанции установил, что общество получило от декларанта копию платежного поручения от 28.04.2004 N 1099 с отметкой Выборгской таможни о поступлении денежных средств. Кроме того, в адрес Выборгской таможни Центральная энергетическая таможня направила телетайпограмму от 19.05.2004 N 957, подтверждающую поступление от декларанта 12 850 000 руб. авансовых таможенных платежей по указанному платежному поручению.
По смыслу положений статей 63 и 330 ТК РФ лицо, обязанное уплатить таможенные платежи, должно представить таможенному органу документы, необходимые для таможенного оформления, а таможенный орган обязан в случае необходимости проверить соответствие копий документов их оригиналам. Инициатива по проведению сверки расчетов авансовых платежей принадлежит их плательщику с целью исключения возможной переплаты, то есть необоснованного лишения таможенным органом принадлежащих плательщику денежных средств.
В силу приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 11.12.97 N 728 "Об усилении контроля за взиманием и перечислением таможенных платежей с нефти, включая газовый конденсат, вывозимой с территории Российской Федерации", зарегистрированного в Минюсте РФ 02.02.98 за N 1461 (далее - Приказ), Энергетическая таможня является таможенным органом, производящим в части уплаты таможенных платежей таможенное оформление нефти, включая газовый конденсат (далее - нефти), вывозимой с территории Российской Федерации трубопроводным и морским транспортом, а также органом, осуществляющим общий контроль за уплатой таможенных платежей в отношении вывозимой нефти. Общее руководство деятельностью таможенных органов в части производства таможенного оформления, проведения таможенного и валютного контроля в отношении нефти, вывозимой с территории Российской Федерации трубопроводным и морским транспортом (далее - вывозимой из Российской Федерации), осуществляется Энергетической таможней (пункт 1 Приказа).
Согласно пунктам 2-3 Приказа суммы таможенных платежей, подлежащие уплате таможенным органам при вывозе нефти из Российской Федерации уплачиваются на счета Энергетической таможни с указанием наименования таможенного органа, производящего ее таможенное оформление, а также номера грузовой таможенной декларации (полного документа об уплате акциза). Платежный документ на уплату таможенных платежей является обязательным для представления в таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, для подтверждения произведенного платежа. Таможенному органу, непосредственно производящему таможенное оформление нефти, вывозимой из Российской Федерации, приказано удостоверять факт поступления таможенных платежей соответствующим подтверждением Энергетической таможни о сумме и дате поступления на ее счет денежных средств, подписанным начальником таможни либо лицом, его замещающим. Суммы таможенных платежей, по которым имеется соответствующее подтверждение Энергетической таможни, следует учитывать как взысканные, минуя счета таможенного органа, производящего таможенное оформление нефти. Оформление и выдачу реестров для представления в налоговые органы надлежит производить в соответствии с установленным порядком.
Энергетической таможне также приказано направлять таможенным органам, производящим таможенное оформление нефти, подтверждение о поступлении таможенных платежей на счета Энергетической таможни не позднее одного рабочего дня с даты фактического поступления денежных средств на ее счет (пункт 4 Приказа).
Систематическое толкование приведенных положений Приказа и действующего таможенного законодательства Российской Федерации не позволяет утверждать о наличии у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, каких-либо субъективных обязанностей по дополнительной проверке установленных Приказом "контрольных взаимодействий" таможенных органов в связи с взиманием и перечисление таможенных платежей с экспортируемой нефти.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что таможня, списав денежные средства с платежного поручения от 28.04.2004 N 1099 в счет уплаты таможенных платежей по иным ВГТД, не проинформировала об этом Выборгскую таможню путем отмены своей телетайпограммы от 19.05.2004 N 957.
Таким образом, следует признать обоснованным и вывод суда первой инстанции об отсутствии у таможни правовых и фактических оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2005 по делу N А56-6666/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2005 г. N А56-6666/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника