Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 сентября 2005 г. N А56-33026/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 22.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 29.03.2005 (судья Галкина Т.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2005 (судьи Згурская М.Л., Зайцева Е.К., Черемошкина В.В.) по делу N А56-33026/2004,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гидромеханизация" (далее - Общество, ООО "Гидромеханизация") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом его уточнения) о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения о начислении и выплате процентов за нарушение срока возврата 5 503 846 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь-февраль 2003 года, и об обязании Инспекции начислить в пользу налогоплательщика 821 092 руб. процентов за период с 30.06.2003 по 06.07.2004.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2005, судебные инстанции признали незаконным бездействие Инспекции, выразившееся в непринятии решения о начислении и выплате процентов Обществу на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и обязали налоговый орган выплатить ООО "Гидромеханизация" 821 092 руб. процентов за просрочку возврата НДС.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление судов. По мнению подателя жалобы, у налогового органа отсутствует обязанность по начислению процентов, поскольку в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ начисление процентов предусмотрено только в случае возврата налогоплательщику излишне уплаченного или излишне взысканного налога. В данном же случае по решению суда по делу N А56-24553/03 Инспекция 06.07.2004 произвела возврат 5 503 846 руб. НДС при наличии у налогоплательщика 17 348 323 руб. недоимки по НДС.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездные налоговые проверки Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет НДС за январь и февраль 2003 года.
По результатам проверок Инспекция приняла решения в виде уведомлений от 23.05.2003 N 07-06/11044 и от 27.06.2003 N 07-06/14114 об отказе в возмещении Обществу 1 175 315 руб. налога за январь 2003 года и 4 328 531 руб. за февраль 2003 года.
Вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-24553/03 уведомления Инспекции 23.05.2003 N 07-06/11044 и от 27.06.2003 N 07-06/14114 признаны недействительными и на налоговый орган возложена обязанность возместить Обществу 5 525 579 руб. НДС за январь-февраль 2003 года путем возврата налога на расчетный счет.
Заключением от 23.07.2003 N 1303473 Инспекция возвратила Обществу 21 733 руб. НДС.
5 503 846 руб. НДС поступило на счет Общества 07.07.2004.
Поскольку налоговый орган возвратил заявителю 5 503 846 руб. НДС без начисленных на них процентов, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 176 НК РФ, удовлетворили требования Общества, обязав Инспекцию принять решение о начислении и выплате ООО "Гидромеханизация" 821 092 руб. процентов за просрочку возврата 5 503 846 руб. НДС.
Кассационная инстанция считает, что вывод судов соответствует действующему законодательству о налогах и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ НДС, уплаченный налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) подлежит возмещению налоговым органом из бюджета не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по экспортным операциям и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
Как видно из материалов дела, Инспекция в установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ срок приняла решения в виде уведомлений от 23.05.2003 N 07-06/11044 и от 27.06.2003 N 07-06/14114 об отказе Обществу в возмещении из бюджета НДС за январь-февраль 2003 года. Однако вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области указанные решения налогового органа признаны недействительными.
Признание судом недействительными решений Инспекции об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ речь идет только о законном и обоснованном решении налогового органа. Если вынесенное Инспекцией решение признано судом недействительным, это означает, что налоговым органом в установленный срок не принято решение, которое подлежало принятию, - решение о возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.
В абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Из содержания этой нормы следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Порядок выплаты процентов за несвоевременное возмещение налога, предусмотренных статьей 176 НК РФ, конкретизирован в совместном приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость" (далее - Приказ от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н). Согласно этому документу обязанности по начислению процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику подлежащей возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость, отражению этих сумм в заключении о возврате налога, направлению заключения органу федерального казначейства, возложены на налоговый орган.
Из положений обязательного в силу статьи 4 НК РФ для налоговых органов названного совместного приказа следует, что выплата предусмотренных абзацем 12 пункта 4 статьи 176 НК РФ процентов производится одновременно с возвратом подлежащей возмещению суммы налога.
То есть Инспекция обязана обеспечить выплату налогоплательщику процентов, предусмотренных в рассматриваемом случае в пункте 4 статьи 176 НК РФ, одновременно с возвратом из бюджета НДС.
Неисполнение налоговым органом вышеперечисленных обязанностей, связанных с выплатой налогоплательщику процентов, свидетельствует о незаконном бездействии указанного органа, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в арбитражном суде на основании статей 137 и 138 НК РФ.
Следовательно, в рассматриваемом случае Инспекция неправомерно не начислила на несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты, не вынесла решения об их выплате и не направила это решение органам федерального казначейства.
Кроме того, решением суда от 11.02.2004 по делу N А56-24553/03 установлен факт отсутствия у Общества задолженности по уплате налогов и сборов перед бюджетом.
Также следует отметить, что доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2005 по делу N А56-33026/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2005 г. N А56-33026/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника