Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2005 г. N А05-3989/2005-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 29.09.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Архангельского отделения филиала "Северная железная дорога" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.05.05 по делу N А05-3989/2005-29 (судья Никитин С.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Архангельского отделения филиала "Северная железная дорога" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда) от 27.01.05 N 7/9-64.
Решением суда от 30.05.05 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 30.05.05 и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы полагает, что ОАО "РЖД" не является правопреемником ФГУП "Северная железная дорога", поскольку создано в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 27.02.03 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Также общество считает незаконным и необоснованным применение положений статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к расходам по социальному страхованию, а равно и возложение на него обязанностей по перечислению 2 110 799 руб. расходов, не принятых к зачету, произведенных другим юридическим лицом (ФГУП "Северная железная дорога") за период, когда заявитель не был зарегистрирован в качестве юридического лица и не осуществлял производственную деятельность.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, отделение фонда провело проверку ОАО "РЖД" в лице Архангельского отделения филиала "Северная железная дорога" по вопросу соблюдения правомерности расходования средств на цели государственного социального страхования за период с 01.04.01 по 31.12.03, результаты которой отразило в акте от 29.12.04.
В ходе проверки отделение фонда не приняло к зачету 2 110 799 руб. расходов, произведенных ФГУП "Северная железная дорога", правопреемником которого является общество, за период после 01.01.01 с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов по государственному социальному страхованию и не подтвержденных документально.
Решением от 27.01.05 N 7/9-64 отделение фонда предложило обществу отразить суммы, не принятые к зачету в бухгалтерском учете и перечислить их в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Общество не согласилось с указанным решением отделения фонда и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения, посчитав ОАО "РЖД" правопреемником ФГУП "Северная железная дорога" (далее - ФГУП) в части указанных правоотношений и обязательств.
Кассационная инстанция считает решение суда правильным и не находит оснований для его отмены.
ОАО "РЖД" создано в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, осуществленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 27.02.03 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка: вместо "пунктами 2 и 3 Федерального закона N 29-ФЗ" следует читать "пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ"
В соответствии с пунктами 2 и 3 Федерального закона N 29-ФЗ в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Пунктом 6 статьи 4 этого же закона установлено, что обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что объем прав и обязанностей по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, определяется сводным передаточным актом.
Права и обязанности по обязательствам, переданным от ФГУП "Северная железная дорога" к вновь созданному единому хозяйствующему субъекту ОАО "РЖД", перешли на основании сводного передаточного акта, утвержденного совместным распоряжением Минимущества Росси, ФЭК России и МПС России от 30.09.03 N 4557-р/6-р/884 и подписанного 30.09.03. В указанный передаточный акт по счету 69 "Расчеты по внебюджетным фондам" включена задолженность отделению фонда в размере 4 672 912, 44 руб., что подтверждается письмом общества от 25.04.05 N 5/нс-127 (лист дела 51). Судом первой инстанции установлено, что указанная сумма задолженности является разницей между начисленным единым социальным налогом в части взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и расходами по обязательному социальному страхованию, произведенными ФГУП по состоянию на 30.09.03 в счет средств социального страхования. Сумма расходов, произведенных ФГУП по обязательному социальному страхованию, включена в передаточный акт в полном объеме и содержит в себе суммы расходов, произведенных ФГУП с нарушением действующего законодательства и без документов, еще до регистрации ОАО "РЖД".
Таким образом, ОАО "РЖД" является правопреемником ФГУП по расчетам с отделением фонда.
Довод общества о неприменении к указанным отношениям положений статьи 50 НК РФ отклоняется кассационной инстанцией как несостоятельный, поскольку статьей 9.3 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 07.07.03 N 115-ФЗ) установлено, что правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 НК РФ, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.05.05 по делу N А05-3989/2005-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2005 г. N А05-3989/2005-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка