Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2005 г. N А56-8835/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Метлайн" Сабирзянова М.Ф. (доверенность от 16.02.2005), Тальяновой Л.Н. (доверенность от 16.02.2005), от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району Санкт-Петербурга Ковалева Д.С. (доверенность от 27.07.2005 N 18/15232),
рассмотрев 29.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2005 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2005 (судьи Фокина Е.А., Савицкая И.Г., Зайцева Е.К.) по делу N А56-8835/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Метлайн" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 31.01.2005 N 03/1749 в части отказа в возмещении Обществу 13 426 199 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по внутреннему рынку за октябрь 2004 года и требования от 31.01.2005 N 0503006179.
Решением суда от 12.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2005, заявленные требования Общества удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствует право на возмещение из бюджета НДС за октябрь 2004 года, поскольку в ходе проведения мероприятий налогового контроля Инспекция выявила рост дебиторской задолженности Общества и низкий уровень рентабельности. Иных обстоятельств, связанных с уплатой и исчислением НДС в спорном периоде, налоговый орган в кассационной жалобе не указывает.
Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что контрагентами Общества являются организации представляющие "нулевые" налоговые отчеты.
По мнению Инспекции, эти обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности Общества, о направленности действий налогоплательщика не на извлечение прибыли от предпринимательской деятельности, а на получение НДС из бюджета.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество в октябре 2004 года занималось приобретением и перевалкой лома черных металлов и реализацией его на внутреннем рынке, а также оказывало агентские услуги по приобретению лома черных металлов.
По окончании налогового периода Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2004 года, заявив к возмещению 13 426 199 руб. НДС.
Налоговый орган провел камеральную проверку декларации и представленных первичных бухгалтерских документов. По результатам проверки Инспекция приняла решение от 31.01.2005 N 03/1749 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Названным решением Обществу отказано в применении 13 426 199 руб. налоговых вычетов по НДС за октябрь 2004 года. Одновременно налогоплательщику предложено внести соответствующие исправления в бухгалтерский учет, а отделу ввода - начислить 13 426 199 руб. НДС.
Принимая такое решение, налоговый орган исходил из того, что в действиях Общества как налогоплательщика имеются признаки недобросовестности и что деятельность Общества направлена не на получение прибыли от предпринимательской деятельности, а на получение из бюджета денежных средств в виде возмещения НДС.
На основании названного решения Инспекция выставила Обществу требование от 31.01.2005 N 0503006179 об уплате налога.
Общество, считая решение и требование Инспекции незаконными, обжаловало их в арбитражном суде.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статьей 172 НК РФ установлен порядок применения налоговых вычетов. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со статьей 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В данном случае судебные инстанции установили, что Общество выполнило все условия, необходимые для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов по НДС.
Следует признать несостоятельной ссылку Инспекции на низкую рентабельность сделок Общества по реализации и наличие дебиторской задолженности, поскольку данные обстоятельства сами по себе в силу положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не влияют на право налогоплательщика применить налоговых вычетов и возместить НДС из бюджета. Иных обстоятельств, связанных с уплатой и исчислением НДС в спорном периоде, налоговый орган в своем решении и кассационной жалобе не указывает.
Кассационная инстанция также отклоняет довод налогового органа о том, что недобросовестность налогоплательщика подтверждается тем, что его поставщики представляют в налоговые органы "нулевую" отчетность.
Право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), а также не устанавливается обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О указано, что налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
В определении от 08.04.2004 N 169-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при обнаружении признаков фиктивности сделок, направленности их на уход от налогов необходимо выявлять, нет ли в поведении налогоплательщика признаков недобросовестного поведения. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами недопустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком. Принцип добросовестности в таком случае может использоваться правоприменителями в качестве критерия при разрешении налоговых споров. При этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в определении от 16.10.2003 N 329-О: правоприменительные органы не могут истолковывать понятие добросовестный налогоплательщик как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Вместе с тем Инспекция не представила в ходе судебного разбирательства и кассационного обжалования принятых по делу судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных для налогового вычета документов или о недобросовестности Общества как налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что Инспекция не доказала наличие у заявителя и его контрагентов умышленной согласованности в действиях, направленной на незаконное изъятие сумм НДС из бюджета, путем создания схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и отмене не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2005 по делу N А56-8835/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2005 г. N А56-8835/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника