Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2005 г. N А13-6126/04-20
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 18.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.09.2004 по делу N А13-6126/04-20 (судья Романова А.В.),
установил:
Государственное энергетическое, энергоснабжающее и электрораспределительное предприятие Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" (далее - ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Департаменту финансов администрации Вологодской области (далее - Департамент финансов), администрации города Вологды о взыскании 153 335 руб. 83 коп. в возмещение расходов, возникших в первом квартале 2004 года связи с предоставлением истцом льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "0 статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Законом Вологодской области от 01.02.2000 N 462-ОЗ "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах". До принятия судом решения истцу остались не возмещены его расходы по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в сумме 31 734 руб. 05 коп. за февраль и март 2004 года и по Закону Вологодской области "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" в сумме 58 697 руб.
Определениями от 22.06.2004 и от 12.08.2004 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Комитет жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Вологды, а в качестве ответчика - Финансовое управление администрации города Вологды.
Решением от 24.09.2004 исковые требования удовлетворены частично путем взыскания с Департамента финансов за счет казны Вологодской области 58 697 руб. убытков. В иске к остальным ответчикам отказано. При этом суд первой инстанции допустил нарушение части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" просит решение изменить, указывая на неправильное применение судом норм процессуального и материального права.
По мнению подателя жалобы, суд не принял решение об отказе во взыскании расходов, возмещенных к моменту принятия решения, и не вернул ему госпошлину в этой части; не принял решение по требованиям, предъявленным к Департаменту финансов в части возмещения расходов по Федеральному закону "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Указу Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" в первом квартале 2004 года предоставляло льготы по оплате электроэнергии гражданам, проживающим в городе Вологде, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Указом Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Законом Вологодской области "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах".
Неполная компенсация расходов истца, возникших при оказании льготных услуг, и послужила основанием для предъявления настоящего иска.
Судом установлено, что после предъявления иска расходы истца были частично возмещены и сумма требований на момент рассмотрения дела судом первой инстанции составляла 77 248 руб. 80 коп., в том числе 18 551 руб. 80 коп. по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за февраль и март 2004 года и 58 697 руб. за январь - март 2004 года по Закону Вологодской области "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах".
Факт предоставления услуг и размер понесенных расходов ответчиками не оспаривается.
Суд, проанализировав статью 5 Закона Вологодской области "О социальной защите граждан, выполнявших в период прохождения военной и специальной службы задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах", статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановление Правительства Вологодской области от 16.02.2004 N 147 "О распределении средств", учитывая отсутствие доказательств выделения из областного бюджета средств на реализацию льгот по электроэнергии, пришел к правильному выводу о том, что расходы истца, возникшие от предоставления льгот по областному закону, подлежат возмещению за счет казны Вологодской области, а расходы по федеральному закону - за счет казны Российской Федерации.
Вместе с тем кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда первой инстанции о преждевременности заявленного иска.
Суд сослался на часть 2 статьи 5 и часть 1 статьи 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми закон о бюджете принимается на финансовый год и его исполнение завершается 31 декабря. Учитывая, что исполнение Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" не завершено, суд пришел к выводу, что запланированные в нем денежные средства будут распределены и перечислены субъектам Федерации в 2004 году.
При этом суд не принял во внимание, что с настоящим иском в арбитражный суд обратился не субъект Российской Федерации, а предприятие, оказывающее льготные услуги населению, компенсация неполученных доходов которому не может быть поставлена в зависимость от завершения исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Кроме того, отзывы ответчиков на исковое заявление содержат сведения о наличии остатка денежных средств на счетах муниципального образования "Город Вологда", поступивших из федерального бюджета на финансирование льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Факт наличия остатков не свидетельствует о финансировании льгот из федерального бюджета в полном объеме либо в объеме, превышающем потребность, однако и не дает оснований сделать однозначный вывод о недостаточном финансировании из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 15.6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от 06.05.2003) возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных федеральными законами, в том числе и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Принимая во внимание, что выводы суда, содержащиеся в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а также учитывая нарушение судом норм процессуального права, обжалуемое решение подлежит отмене в части отказа в иске к Минфину, Финансовому управлению администрации города Вологды, администрации города Вологды, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо оценить доказательства, подтверждающие либо опровергающие факт недостаточности денежных средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование спорных льгот, сделать вывод об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, а также в соответствии с принятым решением распределить судебные расходы с учетом расходов истца, возмещенных к моменту принятия решения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.09.2004 по делу N А13-6126/04-20 отменить в части отказа в иске к Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому управлению администрации города Вологды, администрации города Вологды.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А13-6126/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника