Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 октября 2005 г. N А56-6717/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 апреля 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Фанпласт" Сычевой Г.Н. (доверенность от 15.02.05 N 102/7), от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Никончук М.С. (доверенность от 21.09.05 N 03-05-3/11432к),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2005 (судья Цурбина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2005 (судьи Савицкая И.Г., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-6717/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Фанпласт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), от 18.10.2004 N 10-10/359 в части отказа в возмещении 85 594 руб. 03 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2004 года по экспортным операциям и обязании налогового органа произвести возмещение (зачет) указанной суммы налога в счет погашения недоимки по НДС по внутреннему рынку и уведомить об этом Общество.
Решением суда первой инстанции от 21.04.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией товара (фанера березовая клееная и в заготовках) на экспорт Общество 20.07.2005 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за июнь 2004 года, согласно которой сумма НДС, предъявленная к вычету, составила 268 940 руб., и предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) документы.
По результатам камеральной проверки представленных Обществом декларации и документов налоговая инспекция приняла решение от 18.10.2004 N 10-10/359 о возмещении 183 345 руб. 97 коп. НДС и об отказе в возмещении 85 594 руб. 03 коп. НДС по декларации за июнь 2004 года. Отказ в возмещении мотивирован тем, что представленные Обществом счета-фактуры оформлены с нарушением требований статьи 169 НК РФ, а именно: в ряде счетов-фактур отсутствует расшифровка фамилии лица, внесшего исправления в них; некоторые счета-фактуры не содержат расшифровки фамилии руководителя и главного бухгалтера, подписавших данные счета-фактуры.
Считая отказ налоговой инспекции в возмещении 85 594 руб. 03 коп. НДС за июнь 2004 года незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили правомерность применения Обществом спорной суммы налоговых вычетов.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в подтверждение обоснованности применения ставки 0% по НДС Общество представило в налоговый орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, и данный факт налоговой инспекцией не оспаривается.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
В пункте 1 статьи 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями вычета налога на добавленную стоимость по товарам являются: фактическая оплата приобретенного товара, принятие его на учет и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ указаны обязательные для счета-фактуры реквизиты, а пунктом 6 этой статьи предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иным лицом, уполномоченным на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Довод налоговой инспекции об отсутствии расшифровок подписей на счетах-фактурах противоречит требованиям пункта 6 статьи 169 НК РФ, согласно которому такая процедура не требуется. Данный довод налогового органа не соответствует и требованиям к оформлению первичных учетных документов, установленным статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Требование налоговой инспекции о наличии в первичном учетном документе, каковым является счет-фактура, расшифровки подписей лиц, подписавших данный документ, не основан ни на нормах законодательства о налогах и сборах, ни на нормах законодательства о бухгалтерском учете.
Не принимается кассационной инстанцией и довод налоговой инспекции о том, что в представленных Обществом счетах-фактурах отсутствует расшифровка фамилии лица, внесшего исправления в них, и внесенные исправления не заверены надлежащим образом. Данный довод налогового органа опровергается материалами дела.
Вместе с тем положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги). Иные положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры или замену такого счета-фактуры на документ, оформленный в соответствии с действующими нормами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Общество в ходе судебного разбирательства представило надлежащим образом исправленные счета-фактуры с теми же номерами и реквизитами, в том числе счета-фактуры, содержащие расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера.
Таким образом, вывод суда о том, что представленные в судебном заседании первичные документы, достоверность которых налоговый орган не опровергает, в соответствии со статьей 172 НК РФ являются основанием для применения налогоплательщиком налоговых вычетов, правомерен.
В кассационной жалобе налоговая инспекция ссылается на отсутствие в счете-фактуре от 02.03.2004 N 499 КПП продавца и покупателя, а также на различие в некоторых счетах-фактурах подписей руководителя и главного бухгалтера. Указанная ссылка отклоняется кассационной инстанцией, поскольку ни в оспариваемом решении, ни в отзыве на поданное в суд заявление налоговый орган на данные нарушения не указывает, и эти эпизоды не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, решение и постановление судов соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2005 по делу N А56-6717/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2005 г. N А56-6717/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника