Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 октября 2005 г. N А56-46181/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Ветошкиной О.В., при участии от закрытого акционерного общества "Тидекс" Оттевой С.А. (доверенность от 31.01.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу Незнаевой М.В. (доверенность от 30.12.2004 N 03-05-3/12323к),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2005 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2005 (судьи Зайцева Е.К., Згурская М.Л., Протас Н.И.) по делу N А56-46181/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Тидекс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившегося в неначислении процентов на несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2003 года, обязании налоговой инспекции начислить предусмотренные пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проценты в сумме 1 946,02 руб. и направить в органы федерального казначейства заключение о выплате Обществу указанной суммы процентов.
Решением суда первой инстанции от 12.04.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал незаконным, не соответствующим положениям пункта 4 статьи 176 НК РФ, бездействие налогового органа и обязал налоговую инспекцию начислить Обществу 1 946,02 руб. процентов за нарушение срока возврата на расчетный счет подлежащей возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2003 года по экспортным операциям и направить заключение о выплате указанной суммы процентов в орган федерального казначейства.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2005 решение суда от 12.04.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права. Налоговая инспекция утверждает, что поскольку решение об отказе налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость за апрель 2003 года вынесено налоговой инспекцией в установленный налоговым законодательством трехмесячный срок, основания для начисления предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ процентов не имеется. По мнению подателя жалобы, проценты выплачиваются только при нарушении процедурных сроков, указанных в пункте 4 статьи 176 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит принятые по данному делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Как видно из материалов дела, Общество 04.07.2003 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по ставке 0 процентов за апрель 2003 года с документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, подтверждающими право налогоплательщика на возмещение из бюджета 41 349 руб. налога на добавленную стоимость. До вынесения налоговым органом предусмотренного пунктом 4 статьи 176 НК РФ решения о возмещении (отказе в возмещении) налога на добавленную стоимость из бюджета, налогоплательщик направил в налоговую инспекцию заявление от 07.07.2003 N 030707/2 о возмещении указанной в декларации суммы налога путем ее возврата на расчетный счет. Заявление получено налоговым органом 09.07.2003 (л.д. 49, 68).
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и представленных документов, по результатам которой приняла решение от 30.09.2003 N 11/021 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 41 349 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2003 года.
Общество, считая это решение незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и требованием обязать налоговый орган возместить 41 349 руб. налога на добавленную стоимость из бюджета путем возврата на расчетный счет налогоплательщика. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2004 по делу N А56-1385/04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2004, заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Суды признали решение налоговой инспекции от 30.09.2003 N 11/021 недействительным в части отказа в возмещении из бюджета 17 667 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2003 года и обязали налоговый орган возместить налогоплательщику указанную сумму налога путем возврата на его расчетный счет. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2004 подтвердил законность принятых по делу N А56-1385/04 решения и постановления судов.
Налоговая инспекция во исполнение вступившего в законную силу решения суда по делу N А56-1385/04 приняла решение о возврате Обществу из бюджета 17 667 руб. налога на добавленную стоимость и направила соответствующее заключение от 09.08.2004 N 4201992 в Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу. Платежным поручением от 11.08.2004 N 647 (лист дела 36) Обществу возвращено из бюджета 17 667 руб. налога на добавленную стоимость.
Сумма налога возвращена заявителю без начисленных на основании пункта 4 статьи 176 НК РФ процентов за его несвоевременный возврат.
Необоснованный отказ налогового органа в возмещении из бюджета 17 667 руб. налога путем возврата названной суммы на расчетный счет Общества привел к неоправданной задержке поступления названной суммы в распоряжение Общества, к лишению Общества возможности использования принадлежащих ему по праву денежных средств.
Срок задержки увеличился в результате последующего бездействия налогового органа: налоговая инспекция при возврате Обществу по решению суда налога не начислила предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты, не указала сумму процентов в заключении о возврате суммы налога из бюджета, направленном в отделение федерального казначейства.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд с жалобой на бездействие налогового органа и требованием возложить на налоговый орган обязанность начислить и выплатить 1 946,02 руб. процентов за несвоевременный возврат налога.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность требований Общества, и кассационная инстанция считает принятые по данному делу судебные акты законными и обоснованными.
Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией-экспортером поставщикам товарно-материальных ценностей, изложены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано на обязанность налогового органа принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Таким образом, при полноте комплекта документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ, правильном их оформлении, достоверности сведений, указанных в декларации и приложенных к ней документах, отсутствии оснований, установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ, для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов общей суммы налога, исчисленной по соответствующим операциям, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ вышеперечисленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, в абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление и выплата налогоплательщику из бюджета процентов, исчисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Эти проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2004 по делу N А56-1385/04 признано недействительным решение налоговой инспекции от 30.09.2003 об отказе в возмещении из бюджета 17 667 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2003 года. Суд обязал налоговый орган возместить налогоплательщику указанную сумму налога путем возврата на его расчетный счет.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации это решение суда имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Признание судом недействительным решения налогового органа об отказе (полностью или частично) в возмещении налогоплательщику налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Поскольку последствием вынесения налоговым органом незаконного решения является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию потерь в виде процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В данном случае налоговая инспекция незаконно не возместила Обществу путем возврата из бюджета по его заявлению на расчетный счет 17 667 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2003 года в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Следовательно, является правильным вывод судов о том, что на своевременно не возвращенную сумму налога налоговой инспекцией должны быть начислены предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты и обеспечены условия их получения налогоплательщиком за счет средств бюджета путем направления соответствующего заключения в орган федерального казначейства.
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате Обществу процентов и ненаправление его органу федерального казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления.
Признание судом незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на него обязанности совершить предусмотренные законом действия.
Довод налоговой инспекции о том, что сроки возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета не нарушены, так как решение об отказе в возмещении налога принято в трехмесячный срок, отклоняется кассационной инстанцией.
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление процентов в случае нарушения налоговым органом сроков возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, а не за нарушение срока принятия решения по существу представленных налогоплательщиком документов.
Поскольку решение налогового органа от 30.09.2003 об отказе в возмещении из бюджета 17 667 руб. налога признано недействительным вступившим в законную силу решением суда, это свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией сроков возмещения Обществу указанной суммы налога на добавленную стоимость из бюджета, что является основанием для начисления соответствующих процентов.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили требования налогоплательщика, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, доводы которой не соответствуют положениям пункта 4 статьи 176 НК РФ, и отмены принятых судами решения и постановления.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2005 по делу N А56-46181/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2005 г. N А56-46181/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника