Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2005 г. N А42-15165/04-31
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Ветошкиной О.В. и Малышевой Н.Н., при участии от Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования Кондратьева З.В. (доверенность от 28.02.2005 N 420/03),
рассмотрев 12.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2005 (судья Посыпанко Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2005 (судьи Черемошкина В.В., Зайцева Е.К., Згурская М.Л.) по делу N А42-15165/04-31,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о взыскании с Администрации Печенгского района Мурманской области (далее - Администрация) 4 168 543 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы, а также 1 590 640 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.
Решением суда от 11.03.2005 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2005 решение суда от 11.03.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить принятые по данному делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Администрация Печенгского района Мурманской области о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Фонд в августе 2004 года провел выездную проверку своевременности и полноты перечисления Администрацией в территориальный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. В ходе которой выявлено наличие у плательщика задолженности по страховым взносам по состоящею на 01.01.2004 в общей сумме 4 168 543 руб., в том числе: за 2001 год - 97 283 руб., за 2002 год - 3 106 000 руб., за 2003 год - 965 260 руб. По результатам проверки составлен акт от 02.08.2004 N 8.
На основании акта выездной проверки и с учетом возражений Администрации Фонд принял решение от 13.09.2004 N 8, в соответствии с которым Администрация обязана уплатить 4 168 543 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, а также 795 976 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.
Во исполнение решения от 13.09.2004 плательщику направлено требование от 21.09.2004 N 8 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в десятидневный срок с момента получения требования. Поскольку требование Администрацией в установленный срок не исполнено. Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, исходили из того, что Администрация за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 перечислила в территориальный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в пределах сумм страховых взносов, утвержденных в ежегодных бюджетах плательщика (Администрации) на 2001-2003 годы в разделе "Здравоохранение" расходной части местного бюджета, и что Фонд не доказал наличие у Администрации задолженности по страховым взносам. Кроме того, суды сослались на пропуск Фондом срока давности взыскания в судебном порядке задолженности по страховым взносам и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального права, считает, что обжалуемые решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу пункта 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производится по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, регламентирующим порядок и сроки взыскания недоимок по налогам и сборам.
В статье 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам проверки, должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ 6-месячный срок для обращения в суд исчисляется после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ.
В рассматриваемом случае Фондом проведена выездная проверка. По результатам этой проверки Фондом принято решение от 13.09.2004 N 8, на основании которого с соблюдением требований статьи 70 НК РФ Администрации выставлено требование от 21.09.2004 N 8 об уплате задолженности по страховым взносам и пеней. С заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам Фонд обратился в арбитражный суд 30.12.2004, то есть в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о пропуске Фондом срока давности взыскания страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в проверенном периоде, далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В силу статьи 17 названного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, установлено, что органы местного самоуправления перечисляют средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.
Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичная норма содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации " О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", согласно которой платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в редакции, действующей в проверяемый период) в компетенцию органов местного самоуправления входит формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.
В статье 22 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, предусматриваемые которыми объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
В соответствии с Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (далее - Закон N 174-01-ЗМО) финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Исходя из приведенных норм, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население.
Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденным на этот же год в установленном порядке размером страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащая перечислению в Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования Администрацией Печенгского района установлена в 2001 году постановлением Мурманской областной Думы от 22.12.2000 N 957 "О проекте Закона Мурманской области "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год" в размере 10 296 900 руб.; в 2002 году - Законом Мурманской области от 30.11.01 N 312-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" - в размере 15 643 000 руб.; в 2003 году - Законом Мурманской области от 25.02.03 N 383-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" - в размере 28 184 260 руб. Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в Фонд за 2001-2003 годы в соответствии с перечисленными нормативными актами, составила 54 124 160 руб.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Администрацией в ежегодно принимаемых бюджетах на 2001-2003 годы утверждались суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неработающего населения. Общая сумма страховых взносов за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 составила 51 050 000 руб. Из них в 2001 году - 11 294 000 руб., в 2002 году - 12 537 000 руб., в 2003 году - 27 219 000 руб.
Фактически Администрацией перечислено в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 49 955 617 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе: в 2001 году - 10 199 617 руб., в 2002 году - 12 537 000 руб., в 2003 году - 27 219 000 руб., что подтверждено реестрами платежных поручений по перечислению страховых взносов (л.д. 16-21).
Суды посчитали, что Администрацией в полном объеме исполнена обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. При этом за 2001 год суд признал обязанность по уплате страховых взносов исполненной исходя го суммы взносов, определенной с учетом ежемесячно представлявшихся Администрацией в Фонд в соответствии с заключенным договором сведений о численности застрахованного неработающего населения, а за 2002-2003 годы - исходя из сумм, предусмотренных местным бюджетом, утвержденным соответственно на 2002 и 2003 годы.
Кассационная инстанция считает приведенное судом обоснование вывода об исполнении Администрацией обязательств по уплате страховых взносов недостаточно обоснованным, не соответствующим имеющимся в деле доказательствам.
В материалах дела имеются только представленные Администрацией письма за 2001 год с ежемесячным согласованием численности неработающего населения и суммы платежей (л.д. 32-43), а также расчетные ведомости по платежам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2002-2003 годы с указанием ежеквартальной численности застрахованных неработающих граждан (л.д. 44-51).
Вместе с тем фактическая численность неработающего населения и, соответственно, сумма страховых взносов по территориальной программе должны определяться в соответствии с договором обязательного медицинского страхования неработающих граждан заключенным между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и местной администрацией.
Согласно статье 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договор медицинского страхования должен содержать: наименование сторон; сроки действия договора; численность застрахованных; размер, сроки и порядок внесения страховых взносов; перечень медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного медицинского страхования; права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.
Статьей 4 Закона N 174-01-ЗМО также предусмотрено заключение договора между местными администрациями и фондом. При этом в соответствии с договором Фонд принимает на себя обязательство организовывать и финансировать предоставление медицинской помощи, а страхователь (Администрация) - своевременно и в полном объеме осуществлять платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области.
В соответствии со статьей 26 Закона N 1499-1 отношения субъектов медицинского страхования регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключенных между субъектами медицинского страхования.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Фонда на вопрос суда пояснил, что между Администрацией (страхователь) и Фондом (страховщик) заключались договоры обязательного медицинского страхования неработающих граждан на 2001-2003 годы. Однако в материалах дела указанные договора отсутствуют и судами первой и апелляционной инстанций они у сторон не истребованы.
Как указано в части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (статьи 64 АПК РФ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В силу положений статьи 4 Закона N 1499-1 и статьи 4 Закона N 174-01-ЗМО в договорах обязательного медицинского страхования неработающих граждан указывается общая численность граждан на момент заключения договоров. Судами не выяснено: предусматривалось ли условиями договоров обязательного медицинского страхования неработающих граждан возможность корректировки фактической численности застрахованных лиц; подавались ли сведения о численности неработающего населения в 2002-2003 годах; чем подтверждались сведения об изменении численности застрахованного населения; согласовывались ли представлявшиеся сведения о численности с Фондом и каким образом; исполнены ли Администрацией обязательства по уплате страховых взносов с учетом этих сведений.
В деле соответствующих доказательств нет.
В кассационной жалобе Фонд ссылается на то, что судами необоснованно отказано во взыскании пеней. Как утверждает Фонд, составленные им и представленные в материалы дела расчеты пеней (л.д. 22-24, 70) подтверждают систематическое нарушение Администрацией при перечислении страховых взносов срока их уплаты, установленного законодательством.
Согласно последнему абзацу пункта 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и пункту 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018, органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
Фонд утверждает, что Администрация не соблюдала этот срок при уплате той суммы страховых взносов, которые фактически перечислялись ею. Администрация уплачивала в 2001-2003 годах ежемесячные страховые взносы за текущий месяц не до 25 числа текущего месяца, а до 25 числа месяца, следующего за отчетным, не соблюдая требование об уплате платежей не позднее 25 числа текущего месяца.
Этот довод Фонда не получил оценки судов. Отказывая во взыскании пеней, суды не учли названное обстоятельство и не исследовали составленные Фондом расчеты пеней.
Согласно части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судами первой и апелляционной инстанций исследованы неполно, решение и постановление судов подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Арбитражный суд Мурманской области.
При новом рассмотрении дела суду следует истребовать и исследовать заключенные между Администрацией и Фондом договоры обязательного медицинского страхования неработающих граждан на 2001, 2002 и 2003 годы; документы, подтверждающие корректировку фактической численности застрахованных лиц; проверить исполнение Администрацией обязательства по уплате страховых взносов с учетом заключенных договоров; предложить сторонам составить расчет пеней отдельно по суммам, несвоевременно уплаченным Администрацией за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, и по недоимке, выявленной Фондом по результатам проверки; всесторонне, полно и объективно оценить сведения дополнительно истребованных документов в совокупности с имеющимися в деле доказательствами по делу, и с учетом доводов сторон по этому вопросу принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2005 по делу N А42-15165/04-31 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2005 г. N А42-15165/04-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника