Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 февраля 2007 г. N А42-15165/04-31
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Троицкой Н.В.,
при участии от администрации муниципального образования Печенгского района Мурманской области Бондаренко С.А.(доверенность от 27.12.2006 N 2873),
рассмотрев 13.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Печенгского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.06.2006 (судья Посыпанко Е.Н ) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2006 (судьи Будылева М. В., Горбачева О.В., Петренко Т.И.) по делу N А42-15165/04-31,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования Печенгского района Мурманской области (далее - Администрация) 4 168 543 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы, а также 1 590 640 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.
Решением суда от 11.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.07.2005 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.10.2005 решение суда от 11.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 14.07.2005 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Мурманской области.
Решением суда от 30.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2006, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда от 30.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 09.10.2006, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку своевременности и полноты перечисления Администрацией в территориальный фонд обязательного медицинского страхования страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, в ходе которой выявлено наличие у плательщика по состоянию на 01.01.2004 задолженности по страховым взносам в общей сумме 4 168 543 руб., в том числе: за 2001 год - 97 283 руб., за 2002 год - 3 106 000 руб., за 2003 год - 965 260 руб. По результатам проверки Фондом составлен акт от 02.08.2004 N 8.
На основании акта выездной проверки и с учетом представленных Администрацией возражений Фонд принял решение от 13.09.2004 N 8 об обязании Администрации уплатить 4 168 543 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, а также 795 976 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.
Во исполнение решения от 13.09.2004 плательщику направлено требование от 21.09.2004 N 8 об уплате в десятидневный срок со дня его получения задолженности по страховым взносам и пеней.
Поскольку требование в установленный срок Администрация не исполнила, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении суды удовлетворили требования Фонда о взыскании с Администрации задолженности по страховым взносам и соответствующих пеней, указав, что Администрация перечислила страховые взносы за 2001 - 2003 годы с нарушением установленного срока и не в полном объеме.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1), страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В соответствии со статьей 17 названного Закона местная администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
В силу пункта 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичное положение содержится в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (далее - Инструкция). Согласно Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В статье 22 Закона N 1499-1 указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации.
В спорный период базовая программа обязательного медицинского страхования была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".
На основе базовой программы в соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Предусматриваемые такими программами объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Законом Мурманской области от 27.12.1999 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (далее - Закона N 174-01-ЗМО) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из подушевого норматива (нормы расходования средств соответствующих бюджетов на страхование одного неработающего гражданина) численности неработающего населения Мурманской области, и предусматриваются в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов.
Подушевой норматив формируется ежегодно Правительством Мурманской области и утверждается Губернатором Мурманской области до принятия областного бюджета на очередной финансовый год. Подушевой норматив может быть проиндексирован в течение года.
Численность неработающего населения Мурманской области определяется ежеквартально на основании базы застрахованных Фонда, согласованной с главами Муниципальных образований (администраций).
Из материалов дела следует, что сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащая перечислению в Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования Администрацией Печенгского района, установлена в 2001 году постановлением Мурманской областной Думы от 22.12.2000 N 957 "О проекте Закона Мурманской области "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год" в размере 10 296 900 руб.: в 2002 году -Законом Мурманской области от 30.11.2001 N 312-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" - в размере 15 643 000 руб.; в 2003 году - Законом Мурманской области от 25.02.03 N 383-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" - в размере 28 184 260 руб. Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в Фонд за 2001 - 2003 годы в соответствии с перечисленными нормативными актами, составила 54124160 руб.
Суды установили, что Администрация перечислила страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001 год в сумме 10 199 617 руб., в 2002 году - 12537000 руб., в 2003 году - 27219000 руб.
Согласно статье 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В договоре медицинского страхования должны быть указаны, в том числе численность застрахованных, размер, сроки и порядок внесения страховых взносов.
Статьей 4 Закона N 174-01-ЗМО также предусмотрено заключение договора между Администрацией и Фондом.
В 2001 году между Фондом и Администрацией действовал договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 31.12.1997 N 10090, а с 05.06.2001 - договор от 05.06.2001 N 72-186, по условиям которых предусматривалась ежемесячная корректировка численности застрахованных лиц.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в 2001 году Фонд ежемесячно направлял в адрес Администрации письма, в которых указывалась численность зарегистрированного неработающего населения Печенгского района, размер платежа на обязательное медицинское страхование одного неработающего, утвержденный в установленном порядке, а также сумма страховых взносов, подлежащая уплате за соответствующий месяц (том 1, листы дела 32-43). Общая сумма подлежащих уплате страховых взносов за 2001 год, согласно представленным сведениям, составила 10 199 617 руб. и была перечислена Администрацией полностью. При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает, что в 2001 году Администрация полностью выполнила обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Суды обоснованно, установив, что в 2001 году Администрация перечисляла страховые взносы с учетом ежемесячной корректировки численности неработающего населения и размера платежа на одного неработающего, утвержденного в установленном порядке, в то же время пришли к ошибочному выводу о том, что исходя из утвержденной стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2001 год и в соответствии с договором обязательного медицинского страхования неработающего населения, Администрация в 2001 году обязана была перечислить страховые взносы в сумме 10 296 900 руб. Также ошибочным является вывод судов о том, что из условий договоров не следует, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся исходя из откорректированной численности. Эти выводы противоречат статье 2 Закона N 174-01-ЗМО в редакции действовавшей в спорный период, в соответствии с которой платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения определяются исходя из подушевого норматива (нормы расходования средств соответствующих бюджетов на страхование одного неработающего гражданина) и численности неработающего населения, определяемой ежеквартально на основании базы застрахованных Фонда, согласованной с главами муниципальных образований (администраций). Также эти выводы противоречат пунктам 4 и 6 договора от 31.12.1997 N 10090 и пункту 6 договора от 05.06.2001 N 72-186, которые действовали между Администрацией и Фондом в 2001 году.
В 2002 году между Администрацией и Фондом был заключен договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 06.02.2002 N 72-186, по условиям которого общая численность застрахованных на момент заключения договора составляла 25 108 человек, корректировка численности застрахованных производится ежеквартально, размер платежа на каждого застрахованного в месяц составляет 41 руб. 64 коп. и может изменяться в связи с индексацией в соответствии с постановлением Администрации области. Постановлением Правительства Мурманской области от 23.07.2002 N 244-ПП с 01.07.2002 утвержден размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения за одного застрахованного в сумме 62 руб. 46 коп. в месяц.
Судами установлено, что первоначально утвержденный бюджет Фонда на 2002 год предусматривал расходование средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения по Печенгскому району Мурманской области в сумме 12473000 руб., исходя из численности застрахованных 25 108 человек и страхового взноса на одного застрахованного 41 руб. 64 коп. В связи с увеличением с 01.07.2002 страхового взноса за одного застрахованного Законом Мурманской области от 25.11.2002 N 371-01-ЗМО внесены изменения в Закон Мурманской области "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год". Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по Печенгскому району на 2002 год утвержден в сумме 15643000 руб. Администрация в местный бюджет по расходам на здравоохранение на 2002 год в связи с изданием постановления Правительства Мурманской области от 23.07.2002 N 244-ПП изменения не вносила.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция согласна с выводом судов о том, что в 2002 году Администрация не выполнила полностью свои обязательства по договору обязательного медицинского страхования неработающего населения от 06.02.2002 N 72-186 и задолженность Администрации по страховым взносам за 2003 год составляет 3 106 000 руб. Суды правомерно не приняли во внимание ссылку Администрации на рекомендательный характер постановления Правительства Мурманской области от 23.07.2002 N 244-ПП. В судебном заседании представитель Администрации пояснила, что по численности застрахованного в 2002 году неработающего населения у Администрации и Фонда спора нет.
Из материалов дела видно, что в 2003 г. между Фондом и Администрацией продолжал действовать договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 06.02.2002 N 72-186, пунктом 4 которого предусмотрена ежеквартальная корректировка численности застрахованных лиц. Постановлением Правительства Мурманской области от 24.10.2002 N 370-ПП утвержден размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2003 году за одного застрахованного в сумме 94 руб. 20 коп. в месяц. Законом Мурманской области от 25.02.2003 N 383-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащая перечислению в Фонд, установлена в размере 28 184 260 руб., исходя из численности застрахованных согласованной на 01.09.2002 в количестве 24933 человека и размера платежа на одного застрахованного 94 руб. 20 коп.
Судами установлено, что Администрацией в местном бюджете на 2003 год предусмотрены расходы на вышеуказанные цели в размере 27 219 000 руб., исходя из численности застрахованных 24 079 человек по состоянию на 01.01.2003, и в таком же размере страховые взносы перечислены за 2003 год в бюджет Фонда. При рассмотрении дела суды исходили из того, что Администрация не представила суду доказательства согласования указанной численности неработающего населения и сделали вывод, что задолженность Администрации по страховым взносам за 2003 год составляет 965 260 руб.
Между тем, Администрация представила письмо, направленное Фондом в ее адрес о численности застрахованного неработающего населения по состоянию на 01.01.2003. В судебном заседании представитель Администрации пояснил, что страховые взносы в 2003 году Администрация перечисляла исходя из численности неработающего населения, указанной в письме Фонда (вх. от 15.01.2003 N 78), считая ее согласованной с Фондом на 2003 год.
Кассационная инстанция считает недостаточно обоснованным вывод судов о том, что Администрация должна была в 2003 году перечислять страховые взносы, исходя из согласованной с Фондом численности неработающего населения на 01.09.2002 в количестве 24 933 человек и задолженность Администрации за 2003 год по страховым взносам составляет 965 260 руб.
В судебном заседании представитель Администрации пояснила, что в 2001 - 2003 годах Администрация несвоевременно перечисляла страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. При этом он указал, что страховые взносы перечислялись на основании счетов Фонда, которые не всегда выставлялись Фондом своевременно.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку письму Фонда о численности застрахованного неработающего населения по состоянию на 01.01.2003, с учетом которой установить размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, который должна была перечислить Администрация за 2003 год; в зависимости от него определить задолженность Администрации по страховым взносам за 2003 год и в целом за спорный период. Кроме того, суду следует исследовать и оценить доводы Администрации о том, что страховые взносы перечислялись на основании счетов Фонда, которые не всегда своевременно выставлялись в адрес Администрации; с учетом установленных обстоятельств определить имелись ли основания для начисления пеней. Суду следует предложить сторонам провести сверку расчетов по пеням с учетом установленной задолженности по страховым взносам за 2003 год и в целом за спорный период, принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.06.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2006 по делу N А42-15165/04-31 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 февраля 2007 г. N А42-15165/04-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника