Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 октября 2005 г. N А56-21441/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Хохлова Д.В., при участии от Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Введенского А.Е. (доверенность от 02.04.2004 N 00-13/01-2816),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2005 по делу N А56-21441/2005 (судья Никитушева М.Г.),
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Алекс и К" (далее - Общество) 1000 руб. штрафа за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2005 во взыскании штрафа отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Отделение фонда просит отменить принятое судом решение и принять по данному делу новое решение о взыскании 1000 руб. штрафа, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов, в связи с непредставлением Обществом в установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" срок расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации по форме 4-ФСС РФ за 2004 год, решением Отделения фонда от 25.02.2005 N 129 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания 1000 руб. штрафа.
Требование о добровольной уплате штрафа в установленный срок Общество не исполнило, поэтому Отделение фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Отказывая Отделению фонда во взыскании с Общества штрафа, суд первой инстанции сослался на нарушение страховщиком порядка привлечения страхователя к ответственности, установленной статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает, что принятое судом решение подлежит отмене как не соответствующее нормам материального права и обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователи обязаны вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.
Страхователем, согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ, является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 этого же Закона.
В подпункте 17 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) предусмотрена обязанность страхователя представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.
Эта отчетность представляется страхователем в установленном порядке страховщику по месту его регистрации ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, по форме, установленной страховщиком (абзац второй пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ). Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (Форма 4-ФСС РФ) на 2004 год утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.2003 N 130.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность юридических и физических лиц представлять в фонд отчетность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя. В материалах дела имеется страховое свидетельство, подтверждающее регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Алекс и К" 26.03.2003 в качестве страхователя в фонде (л.д. 6). Таким образом, обязанность Общества представлять в Отделение фонда отчетность по форме, утвержденной страховщиком (в данном случае - расчетные ведомости формы 4-ФСС РФ), в установленный срок возникла у Общества с момента такой регистрации.
Расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год Общество в установленный срок в Отделение фонда не представило.
Порядок и сроки проведения исполнительными органами Фонда социального страхования РФ камеральных проверок, оформления и реализации результатов этих проверок изложены в Методических рекомендациях по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях (далее - Методические рекомендации), утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.07.2003 N 87.
Пунктом 10 названных Методических рекомендаций (в редакции постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2004 N 26) установлено, что не позднее шести рабочих дней с момента истечения срока представления отчетности в Фонд должностные лица исполнительного органа Фонда, уполномоченные проводить камеральные проверки, должны осуществить сверку списка зарегистрированных в исполнительном органе Фонда страхователей, обязанных представлять отчетность, с данными о ее фактическом представлении. По результатам проведенной сверки, а также с учетом конкретных обстоятельств, связанных с нарушением сроков представления отчетности, исполнительным органом Фонда в установленном порядке выносится решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение срока представления отчетности (ее непредставление) в соответствии со статьей 19 Закона N 125-ФЗ.
Как следует из докладной записки Отделения фонда от 21.02.2005 и решения от 25.02.2005 N 129 по результатам проведенной сверки Отделение фонда установило, что Общество не представило страховщику расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ за 2004 год.
Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ нарушение срока представления страховщику отчетности по установленной форме или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
В абзаце седьмом того же пункта указано на то, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Аналогия в данном случае означает, что страховщик пользуется правами и несет обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, а страхователи наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленными статьей 21 НК РФ.
Общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности закреплен в статье 101 НК РФ. Этот порядок Отделение фонда обязано соблюдать при выявлении им правонарушения в ходе осуществления контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В статье 101 НК РФ изложен порядок производства по делу о налоговом правонарушении.
Нарушение должностным лицом требований статьи 101 НК РФ может явиться - как указано в пункте 6 статьи 101 НК РФ - основанием для отмены принятого им решения в судебном порядке. То есть нарушение должностным лицом налогового органа (государственного внебюджетного фонда) требований статьи 101 НК РФ не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа (государственного внебюджетного фонда) недействительным.
В таком случае характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом (государственным внебюджетным фондом) решения оценивает суд.
Кассационная инстанция считает, что суд отказывая во взыскании штрафа за нарушение Отделением фонда требований статьи 101 НК РФ, не принял во внимание то обстоятельство, что решение о привлечении страхователей к ответственности принимает Отделение фонда, но взыскание штрафа по такому решению осуществляется судом. Поэтому страхователь имеет возможность представить суду свои возражения относительно законности принятого Отделением фонда решения, а также доказательства, их подтверждающие. Кроме того, страхователю в силу частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предоставлено право на судебное обжалование решений и действий (бездействия) Отделения фонда и (или) его должностных лиц.
Между тем материалами дела подтверждается, что Общество не представило ни в Отделение фонда, ни суду объяснений по факту выявленного правонарушения или мотивированных возражений против принятого решения о привлечении его к ответственности за нарушение срока представления расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, совершенное повторно. Не реализовало Общество и предоставленное ему право на судебное обжалование решения либо действий (бездействия) Отделения фонда.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции неправомерно отказал Отделению фонда во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Алекс и К" 1 000 руб. штрафа за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год. Допущенные Отделением фонда нарушения требований статьи 101 НК РФ, на которые сослался суд первой инстанции, не привели к нарушению законных интересов и прав страхователя.
Решение суда подлежит отмене, а требования Отделения фонда - удовлетворению. Кроме того, принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой (500 руб.) и кассационной (1000 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2005 по делу N А56-21441/2005 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алекс и К", зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга 26.12.2002 под N 000527864 и расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, город Высоцк, улица Победы, дом 7, в доход Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1000 руб. штрафа, а также в доход федерального бюджета 1500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2005 г. N А56-21441/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника